2. Информационная карта образовательной программы 1. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 7. 8. 9. Учреждение – МАОУ “СОШ №117” Полное название программы - «Знай и люби русский язык!» Направленность программы социально-гуманитарное Сведения о разработчиках ФИО, должность – Шахова Ленина Васильевна ФИО, должность – учитель русского языка и литературы Сведения о программе: Срок реализации -1 год Возраст обучающихся - 15-17 лет Характеристика программы: дополнительная - тип программы общеобразовательная - вид программы программа - принцип проектирования программы общеразвивающая - форма организации содержания и разноуровневая учебного процесса модульная Цель программы - углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно - речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности Базовый уровень содержания и материала программы) -Формы и методы образовательной деятельности: - упражнения по аналогии; - исследования; -использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.); - написание текстов по заданной проблеме; - проекты; - практические работы; - игры. Формы мониторинга результативности: - написание сочинений; - защита проектов; - выполнение творческих работ; - решение тестовых заданий. Результативность реализации программы Дата утверждения и последней корректировки программы 10. Рецензенты 3. Оглавление 1. Информационная карта образовательной программы - стр 2 2.Оглавление - стр . 3 3 Пояснительная записка - стр. 4 4.Матрица-стр. 4-9 5.Учебно-тематический план - стр.10-12 6.Содержание программы - стр. 13-14 7.Организационно-педагогические условия – стр.14 8.Формы аттестации\контроля – стр.14 9.Оценочные материалы – стр.15-18 10.Список литературы – стр. 18 11 Календарно-учебный график – стр. 19-24 Программа рассчитана на 1 год Возраст детей - 15-17 лет Количество часов - 64 ч. Количество детей - 15 человек 4. Пояснительная записка Заботясь о повышении культуры своей речи, речи обучающихся, речи окружающих, учителю русского языка и литературы необходимо донести до учащихся сложности языковых явлений, воспитать у старшеклассников доверие к выводам лингвистических наук, научить использовать те огромные познавательные богатства, которые содержит русский язык, и применять их в речевой практике. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни, в социуме. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Кружок по русскому языку в 9-11 классах - это самодеятельное объединение, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Занятия курса кружка «Знай и люби русский язык» рассчитана на 32 учебных недели, проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий кружка - 40 мин. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал; - выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; - вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; - уметь выполнять тестовые задания по русскому языку, находить речевые и грамматические ошибки. Занятия в занимательной, доступной для учащихся форме повысят уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, беседы, диалоги, исследования стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся. Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная. Нормативно-правовое обеспечение программы 1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ 2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 №1726-р 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10 4. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2020 №61573). 8. Устав образовательной организации. Дистанционное обучение. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» - Порядок устанавливает правила применения организацией электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных образовательных программ: организация самостоятельно определяет «порядок оказания учебнометодической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий». Порядком определены требования к организации, осуществляющей реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: «…создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Актуальность программы данного курса обусловлена необходимостью повышения языковой культуры учащихся, стремлением школьников разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть слова языка с точки зрения их происхождения. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем. Но вопрос - «почему мы так говорим?» - вызывает интерес у школьников. Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное – стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей. На достижение этих целей и направлена данная программа. Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно - речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся: Задачи: - привитие интереса учащихся к русскому языку; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; - научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями; - развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений; - воспитание инициативы, целеустремленности; - повышение общей языковой культуры; - развитие у учащихся стремления следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам. Категория обучающихся – 9-11 кл Сроки реализации программы – 1 год Формы и режим занятий: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная устная работа. Виды занятий: лекции, выполнение самостоятельной работы, ролевые и деловые игры. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, слов трудных к произношению) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, приобрести устойчивые навыки). Планируемые результаты: Личностные: понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. Метапредметные: умение планировать свое речевое и неречевое поведение; умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей; умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Новизна программы: Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Педагогическая целесообразность: данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников. Отличительные особенности программы является следующее: расположение материала с учетом возрастных возможностей учащихся; наличие упражнений по культуре речи; вводные занятия о роли и значении русского языка; большая часть времени отводится на развитие связанной речи; усвоение теоретических знаний в практической деятельности – анализ , сопоставление, разбор; формирование навыков грамотного письма корректировка традиционной понятийно-терминологической системы, что обусловлено усилением практической направленности обучения; Формы подведения итогов реализации программы: формой оценки ожидаемых результатов является бальная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Типы тестовых заданий будут трёх видов: с выбором ответа; с кратким ответом; с развернутым ответом. 5. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы № 1 1.1 1.2 Название раздела, темы Раздел 1 Тема 1 «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. Тема 2 Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Изменение смысла слова с изменением звука. Количество часов Практика Теория Вс его «Занимательная лексика» (32ч.) 2 1 1 Формы организации занятий Формы аттестации (контроля) коллективна создание яи небольших групповая сообщений при работе над пониманием, индивидуаль ная устная работа 4 2 2 коллективна исследование, яи создание своих групповая заданий при работе над пониманием, индивидуаль ная устная работа 1.3 Тема 3 Шарады, анаграммы, метаграммы, словаперевёртыши Кроссворды, ребусы, чайнворды. 4 2 2 коллективна яи групповая при работе над пониманием, индивидуаль ная устная работа защита игр со словами, созданных самими 1.4 4 Тема 4 Рождение слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в 2 2 индивидуаль редактировани ная устная е работа предложенных текстов, сочинение 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 художественных произведениях. Слова и вещи. Тема 5 Словари омонимов. Омонимы,омофор мы, омографы, омофоны в художественной литературе.. 4 2 2 коллективна творческая яи работа групповая при работе над пониманием, индивидуаль ная творческая работа 6 Тема 6 Пути возникновения синонимов. Идеографические, контекстуальные, стилистические синонимы. 4 Тема 7 Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему» 3 3 лекция, беседа, групповая, индивидуаль ная работа исследование, тренировочные упражнения, тест 2 2 коллективна яи групповая при работе над пониманием, индивидуаль ная творческая работа защита своих проектов, составление мини рассказы по теме Тема 8 Этимология слова и «морфологическо е чутьё». Этимологические родственники. Полногласные и неполногласные сочетания. Раздел 2 Тема 1 Словообразовател ьные цепочки. Словообразовател ьное древо. Тема 2 «Странные корни». 2 2 групповая, защита индивидуаль проектов ная устная работа 4 «Тайны словообразования» (10 ч.) 4 2 2 групповая, индивидуаль ная устная работа 6 3 3 коллективна я, групповая защита собственного словообразоват ельного «древа» исследование предложенных слов 3 3.1 Слова с двумятремя приставками. Сложные слова. В мире суффиксов Раздел 3 Тема 1 Кто больше знает существительных общего рода. « В мире морфологии» (22 ч.) 2 1 1 Коллективна участие в я, конкурсе групповая. 3.2 Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. 4 2 2 коллективна яи групповая при работе над пониманием, индивидуаль ная творческая работа 3.3 Тема 2 «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО- 4 2 2 коллективна тесты, защита яи проектов групповая при работе над пониманием, индивидуаль ная творческая работа 3.4 Тема 3 Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. Тема 4 Стилистика. «Кто ярче» Тема 5 Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, 4 2 2 лекция , комбиниров анное занятие 4 2 2 индивидуаль защита ная. проектов 4 2 2 коллективна презентация яи групповая при работе над пониманием, 3.5 3.6 создание небольших текстов, определение частеречной принадлежност и исследование текстов с точки зрения синтаксиса о сфере их употребления. «Самый умный» индивидуаль ная творческая работа 6. Содержание программы № Содержание занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Изменение смысла слова с изменением звука.. Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др. Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова Слова и вещи. Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему». Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. Полногласные и неполногласные сочетания. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». «Странные» корни» Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. В мире суффиксов Кто больше знает существительных общего рода Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. 16 «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. 17 Сложные слова с составной частью САМО18 Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. 19 Стилистика. «Кто ярче» Кол -во час ов 2 2 2 4 6 6 4 4 2 4 2 2 2 2 4 2 2 4 2 20 Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. 21 Обобщение. «Самый умный» Всего: 2 4 64 7. Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 Наименование Кабинет; Столы, стулья Шкафы Доска Мультимедиапроектор Наличие лингвистических словарей Наличие карточек с играми и заданиями Наличие текстов для работы на занятиях Подборка видеофрагментов Подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет Компьютер, принтер, сканер Тетрадь для творческих работ Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: - методическая литература, планы, разработки занятий, сценарии мероприятий, готовые работы,, наглядные пособия и дидактический материал, диагностические карты, презентации по обучению, видео и аудиозаписи, мультимедийные презентации. аудио, фото, видеоматериалы, интернет - источники; научно-популярные журналы. 8. Формы аттестации / контроля - творческая работа, проект, презентация 9. Оценочные материалы Тренировочные упражнения по теме «Синонимы» Соотнеси русские и заимствованные слова: Снайпер проблема Экспорт разведчик Шпион притягательность Дилемма разбор Кросс дрожание Хобби разведчик Инцидент бег Вибрация интерес Анализ случай Харизма вывоз Ключ: Шпион – разведчик, экспорт – вывоз, дилемма – проблема, снайпер – стрелок, кросс – бег, хобби – интерес, инцидент – случай, вибрация – дрожание, анализ – разбор, харизма – притягательность. Упражнения на употребление слов в речи. - Интернет, граффити, тостер, сабо. Что обозначают эти слова? Как ты думаешь, давно ли появились эти слова в нашем языке? Найдите материал о неологизмах. Подготовьте устное сообщение. - Замени нелитературные слова литературным аналогом: Манатки, чё, ехай, лягте, богатей, препод, дембеля, смотаться, еёшней, ихний, збрызни, халява, пофиг, гонишь, обламал, тормоз, прошвырнуться, корефан, кидалово. Ключ: одежда, что, езжай, ложитесь, богатый, учитель – преподаватель, её, их, отойди, бесплатно, мне без разницы, говоришь не правду, не оправдал моих надежд, ты медленно думаешь, пройтись – прогуляться, друг, ты меня подвел. - «Переведи» устаревшее слово на современный язык: Перст - …, уста - …, длань - …, глаголет - …, льзя - …, зрачный - …, чело - …, ланиты - …, лепота - …, сей. Ключ: Перст - палец, уста - губы, длань- ладонь, глаголет-говорит, льзя можно, зрачный - видимый, чело - лоб, ланиты - щеки, лепота - красота, сей - это. Какой неологизм мы употребляем, когда говорим: О булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху; О жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой; О тонкой лепешке из теста, с запеченными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами? Тест по теме «Родственники» числительного». 1. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй: А) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое; Б) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное; В) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное; Г) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое; Д) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное. 2. С какими словами употребляются собирательные числительные? А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток; Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы; В) баран, школа, яблоки, деревья; Г) училище, лодка, гвоздь, кошка; Д) учитель, арбуз, сумка, забор. 3. Какими частями речи являются слова: удвоить, второй, вдвое, двойка, дважды, двойной, двумя, по двое? А) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие; Б) числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие, глагол; В) наречие, глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное; Г) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, числительное, числительное, наречие; Д) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, числительное. 4. Где пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600? А) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот; Б) одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот; В) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот; Г) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестсот; Д) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот. 5. Как склоняется числительное 90? А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах; Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста; В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте; Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста; Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста. 6. Как склоняется числительное 50? А) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти; Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти; В) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти; Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят; Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятях. 7. Как склоняются числительные 100 и 40? А) сто, сорок; ста, сорока; сту, сорока; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока; Б) сто, сорок; ста, сорока; стам, сорокам; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока; В) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока; стами, сороками; ста, сорока; Г) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; Д) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; стами, сороками; стах, сороках. 8. Как склоняется числительное 645? А) числительное не склоняется; Б) склоняется только последнее слово; В) склоняются все части числительного; Г) склоняется только первое слово; Д) склоняются две последние части. 9. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже? А) семьсот шестьдесят восьмому; Б) семьюстами шестьюдесятью восемью; В) семьсот шестьюдесятью восьмым; Г) семьсот шестьдесят восьмым; Д) семьсот шестьдесят восьмых. 10. Как склоняются простое порядковое числительное? А) как дробное числительное; Б) как собирательное числительное; В) как имя существительное 3 склонения; Г) как местоимение; Д) как имя прилагательное. Ответы 1А 2Б 3А 4Д 5Г 6Б 7Г 8В 9Г 10 Д 10. Список литературы: 1. Александрович Н, Ф. Занимательная грамматика. – Минск, 1964. 2. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М., 1995. 3. Волина В. Веселая грамматика. – М., 1995. 4. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М., 1998. 5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. 6. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. 7. Узорова О. В., Нефедова Е. А., Мой первый экзамен по русскому языку. – М.,2000. 8. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Начальная школа». 9. Мукашева И. В. Готовимся к олимпиадам по русскому языку в начальной школе. – Волгоград, 2006 г. 10. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М., 1996. 11. Словари и справочники Календарный учебный график (или календарно-тематический план) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы № 2 октябрь 1 Месяц Число 02 Форма занятия Кол ичес тво часо в Тема занятия Место Форма провед контро ения ля Коллекти вная. Беседа. 2 Вводное занятие. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. 14 каб Сообщ ения учащи хся Первые алфавиты и 14 каб их роль в развитии культуры народов. исслед ование Изменение смысла 14 каб слова с изменением звука. Создан ие своих задани й 04 14.0014.40 09 14.00- Теоретич 2 14.40 еское обсужден ие вопросов, 14.00- работа с 14.40 учебной литерату рой 14.00- Группова 2 14.40 я форма. Беседа 14.0014.40 11 3 Врем я прове дения занят ия 14.0014.40 16 18 4 5 6 ноябрь 7 23.10 14.00- Коллекти 14.40 вная. Практиче 14.00- ское 25.10 14.40 занятие с элемента ми игры. 30.10 14.00- Коллекти 14.40 вная. Практиче 01.11 14.00- ское 14.40 занятие с элемента ми игры. 14.00- Практиче 6.11 14.40 ское занятие 08.11 14.0014.40 14.00- Практиче 13.11 14.40 ское занятие 2 Шарады, 14 каб анаграммы, метаграммы, словаперевёртыши Защита слов 2 Кроссворды, ребусы, чайнворды 14 каб Создан ие ребусо в 2 Рождение слова 14 каб Неболь шие сообще ния 2 Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях 14 каб Редакт ирован ие предло женны х текстов 2 Слова и вещи. 14 каб сочине ние 2 Словари омонимов 14 каб Работа со словар ями 15.11 14.0014.40 8 9 Индивид уальная, практиче ская работа 27.11 14.00- Практиче 14.40 ское 29.11 14.00- занятие 14.40 20.11 14.0014.40 22.11 14.0014.40 декабрь 10 11 12 13 15 16 январь 14 04.12 14.00- Практиче 14.40 ское занятие 06.12 14.0014.40 2 Омонимы,омоформ 14 каб ы, омографы, омофоны в художественной литературе Творче ская работа 11.12 14.00- теоретиче 14.40 ское обсужден 13.12 14.00- ие 14.40 вопросов, работа с учебной литерату рой 18.11 14.00- Практиче 14.40 ское занятие с 20.12 14.00- дидактич 14.40 ескими раздаточн ыми материал ами 25.12 14.00- Лекция, 14.40 беседа, 27.12 14.00- практику 14.40 м. 15.01 14.00- Лекция, 14.40 беседа, 17.01 14.00- практику 14.40 м. 22.01 14.00- Группова 14.40 я форма. 24.01 14.0014.40 2 Пути возникновения синонимов 14 каб исслед ование 2 Идеографические синонимы 14 каб Тренир овочны е упражн ения, тесты 2 Контекстуальные синонимы. 14 каб исслед ование 2 Стилистические синонимы 14 каб исслед ование 2 Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. 14 каб Защита проект ов. Коллекти вная, играсоревнов ание 2 «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему» 14 каб Мини рассказ ы 29.01 14.0014.40 31.01 14.0014.40 февраль 17 18 05.02 14.0014.40 07.02 14.0014.40 12.02 14.0014.40 14.02 Группова я коллекти вная Работа в группах 2 Этимология слова и 14 каб «морфологическое чутьё». 2 Этимологические родственники. 14 каб Работа со словар ями Защита проект ов 19.02 14.00- Коллекти 2 14.40 вная. Практику 21.02 14.00- м. 14.40 Полногласные и неполногласные сочетания. 14 каб Работа с Интерн етресурс ами 20 26.02 14.00- Практиче 14.40 ское занятие. 28.02 14.00- Беседа 14.40 2 Словообразователь ные цепочки 14 каб 21 04.03 14.00- Коллекти 14.40 вная. беседа 2 Словообразователь ное «древо». 14 каб Соста вление словоо бразов ательн ых цепоче к Защита собств енного словоо бразов ательн ого «древа » «Странные» корни». 14 каб март 19 06.03 14.0014.40 22 11.03 14.00- Теоретич 2 14.40 еское обсужден ие 13.03 14.00- вопросов, 14.40 работа с учебной литерату рой Исслед ование предло женны х слов 18.03 14.00- Группова 2 14.40 я, работа с 20.03 14.00- раздаточн 14.40 ыми материал ами 25.03 14.00- Теоретич 2 14.40 еское обсужден ие 27.03 14.00- вопросов, 14.40 работа с учебной литерату рой Слова с двумя14 каб тремя приставками. Сложные слова Исслед ование слов В мире суффиксов 14 каб Морфе мный разбор, тесты 01.04 14.00- Коллекти 2 14.40 вный.Пра 03.04 14.00- ктикум 14.40 Кто больше знает существительных общего рода. 14 каб Участи ев конкур се 26 08.04 14.00- Коллекти 2 14.40 вный.Пра 10.04 14.00- ктикум 14.40 Формы прилагательных 14 каб Исслед ование 27 15.04 14.0014.40 Переход прилагательных в существительные. 14 каб Создан ие неболь ших текстов , опреде ление частере чной принад лежнос ти 23 24 Апрель 25 17.04 14.0014.40 Исследован ие текстов 2 28 22.04 14.00- Практиче 14.40 ское занятие 24.04 14.0014.40 2 «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных 14 каб Тесты 29 29.04 14.00- Группова 14.40 я . Поискова я работа. 1 Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО- 14 каб Защита проект ов 30 06.05 14.0014.40 13.05 14.0014.40 Лекция. Практиче ское занятие 2 Роль наречий в тексте. 14 каб Исслед ование текстов 31 15.05 14.00- Практиче 14.40 ское 20.05 14.00- занятие 14.40 2 Наречие в роли главных членов предложения. 14 каб Исслед ование текстов с точки зрения синтак сиса 32 22.05 14.00- Практиче 1 14.40 ское занятие. Играсоревнов ание. 27.05 14.00- Практиче 2 14.40 ское занятие 29.05 14.00- Практику 14.40 м Стилистика. «Кто ярче» 14 каб Защита проект ов Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь 14 каб Редакт ирован ие текста иноязычных слов, о 14 каб сфере их употребления. Итоговое занятие «Самый умный» Презен тация