2022-2023, 2023-2024_Литература_10-11 классы (базовый уровень)

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 107 от 29.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература. Базовый уровень
2022-2023 учебный год 10 класс
2023-2024 учебный год 11 класс

г. Екатеринбург, 2023

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования.
1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
● ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
● готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
● готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
● готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
● принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
● неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
● российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
● уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
● формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
● воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
● гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
● признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать

●
●
●

●
●
●

собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
● нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
● принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
● способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
● формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
● развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
● готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
● экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,

нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
● эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
● ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
● положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
● уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
● осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
● готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
● потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
● готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
● физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

2. Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы:
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
● оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
● ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
● оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
● выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

● организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
● сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
● использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
● находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
● выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
● выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
● менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
● при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
● координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
● развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных(устных и письменных) языковых средств;
● распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
3.Предметные результаты (базовый уровень).
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

1. Содержание предмета
Базовый уровень
Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически
самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления
модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости
от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых
результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется
обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля.
Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемнотематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать
учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного
чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования
межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед
составителем рабочей программы стоят задачи – определить способ (принцип)
распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного
материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения
итоговых работ).
При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие –
обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской
литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие
произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить
сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной
жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных
направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для
последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и
выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как
общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного
произведения.
Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен
следующими способами: историко-хронологическим изучением – тематические блоки
изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемнотематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений,
принадлежащих разным историко-литературным периодам. В таком случае сходства и
различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть
осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений.
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения:
чтение конкретных
произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с
элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста;
сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной
деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом.
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанровородовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в

художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его
составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог).
Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы
произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ
(метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между
аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной
деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация,
пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная
(исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного
произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными
постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов
литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и
религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования,
привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка
литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся
выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень
владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные
жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации
произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий
ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия,
обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение,
проект и презентация проекта.
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с
произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочноинформационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность,
связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях.
Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных
ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события
литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по
литературе для 10–11-х классов
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С
(см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу
традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список
содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное
произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора

и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей,
которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы,
произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным
списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из
списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
•
Поэзия середины и второй половины XIX века
•
Реализм XIX–ХХ века
•
Модернизм конца XIX – ХХ века
•
Литература советского времени
•
Современный литературный процесс
•
Мировая литература XIX–ХХ века
•
Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историколитературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков
можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного
процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные
периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»),
литературного направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи
(например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть
рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения
указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*.
Список А
Список В
Список С
Ф.И. Тютчев
Поэзия середины и второй
Стихотворения: «К. Б.» («Я половины XIX века
встретил вас – и все былое...»), Ф.И. Тютчев
«Нам не дано предугадать…», «День и ночь», «Есть в осени
«Не
то,
что
мните
вы, первоначальной…», «Еще в
природа…»,
«О,
как полях
белеет
снег…»,
убийственно
мы
любим...», «Предопределение»,
«С
«Певучесть есть в морских поляны коршун поднялся…»,
волнах…», «Умом Россию не «Фонтан»,
«Эти бедные
понять…», «Silentium!» и др.
селенья…» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…»,
«Сияла
ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Учись у них – у
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро,
радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.

Н.А.
Поэма

Некрасов Н.А. Некрасов
«Кому на Стихотворения:

А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…»,
«Одним
толчком
согнать
ладью
живую…».

А.К. Толстой
Стихотворения:
«Средь
шумного бала, случайно…»,
«Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в
пыли…», «Двух станов не боец,
но только гость случайный…»
и др.
Н.А. Некрасов
«Блажен «Внимая ужасам войны…»,

Руси жить хорошо»

незлобивый поэт…», «В дороге»,
«В полном разгаре страда
деревенская…»,
«Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба…», «Поэт
и
Гражданин»,
«Пророк»,
«Родина»,
«Тройка»,
«Размышления
у
парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам
говорит
изменчивая
мода...»),
Поэма «Русские женщины»
А.Н.
Островский А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»
Пьеса «Бесприданница»

И.А.
Гончаров И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
Роман «Обыкновенная история»
И.С.
Роман
дети»

Тургенев И.С. Тургенев
«Отцы и Роман «Дворянское гнездо»

Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский
Роман
Романы «Подросток», «Идиот»
«Преступление
и
наказание»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы
«История
одного
города», «Господа Головлевы»
Цикл
«Сказки
для
детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр.
по выбору)
Повести и рассказы «Человек на
часах», «Тупейный художник»,
«Левша»,
«Очарованный
странник»,
«Леди
Макбет
Мценского уезда»

«Когда
из
мрака
заблужденья…»,
«Накануне
светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти
Добролюбова», «Я не люблю
иронии твоей…»

Реализм XIX – XX века
А.Н. Островский
«Доходное место», «На всякого
мудреца довольно простоты»,
«Снегурочка»,
«Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном
царстве»
Д.И. Писарев
Статья
«Мотивы
русской
драмы»
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада»,
роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне»,
повести «Первая любовь»,
«Гамлет Щигровского уезда»,
«Вешние
воды»,
статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека»,
«Записки из подполья»
А.В.
Сухово-Кобылин
«Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок»,
«Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ
«Гуттаперчевый
мальчик»
(оригинальный
текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский

Л.Н.
Толстой Л.Н. Толстой
Роман-эпопея
Роман «Анна Каренина», цикл
«Война и мир»
«Севастопольские
рассказы»,
повесть «Хаджи-Мурат»
А.П. Чехов
А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый Рассказы: «Смерть чиновника»,
сад»
«Тоска»,
«Спать
хочется»,
«Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
И.А. Бунин
Стихотворения:
«Аленушка»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и
шмели, и трава, и колосья…», «У
зверя есть гнездо, у птицы есть
нора…»
Рассказы:
«Антоновские
яблоки», «Господин из СанФранциско», «Легкое дыхание»,
«Темные
аллеи»,
«Чистый
понедельник»
М. Горький
Пьеса «На дне»

М. Горький
Рассказы:
«Макар
Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш»

А.А. Блок

А.А. Блок

Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение
графа
Л.Н.
Толстого. Военные рассказы
графа
Л.Н.
Толстого»,
«Русский человек на rendezvous.
Размышления
по
прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести
«Смерть
Ивана
Ильича», «Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов
Рассказы
«Душечка»,
«Любовь», «Скучная история»,
пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» //
Другие
региональные
произведения о родном городе,
крае
И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька»,
«Деревня», «Суходол», «Захар
Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Митина любовь»
Статья
«Миссия
русской
эмиграции»
А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох»,
«Олеся»,
«Поединок»,
«Гранатовый
браслет»,
«Гамбринус», «Суламифь».
М. Горький
Рассказ «Карамора», романы
«Мать»,
«Фома
Гордеев»,
«Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
И.С. Шмелев
Повесть
«Человек
из
ресторана»,
книга
«Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*
Модернизм конца XIX – ХХ

Поэма «Двенадцать»

Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…»,
«Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на
моем пути…», «На железной
дороге»,
цикл
«На
поле
Куликовом»,
«Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О, весна, без конца и без
краю…»,
«О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Она
пришла
с
мороза…»;
«Предчувствую
Тебя.
Года
проходят мимо…», «Рожденные
в года глухие…»,
«Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль
нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес
издалека…», «Встану я в утро
туманное…»,
«Грешить
бесстыдно,
непробудно…»,
«Мы встречались с тобой на
закате…», «Пляски осенние,
Осенняя
воля,
Поэты,
«Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет.
Холодеет кровь», «Я отрок,
зажигаю
свечи…»,
«Я
пригвожден
к
трактирной
стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой
шлем»,
«Красный
смех»,
«Рассказ о семи повешенных»,
«Иуда Искариот»,
«Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть чтото
позорное
в
мощи
природы...»,
«Неколебимой
истине...»,
«Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...»
«Камыши»,
«Словахамелеоны», «Челн томленья»,
«Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения:
«Андрей
Рублев»,
«Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны»,
«Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный
дервиш»,
«Пятистопные ямбы», «Слово»,
«Слоненок»,
«У
камина»,
«Шестое чувство», «Я и вы»

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

А.А. Ахматова
Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено,
предано,
продано…», «Когда в тоске
самоубийства…», «Мне ни к
чему
одические
рати…»,
«Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил землю…»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала
руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по
аллеям…»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь
моя родная…», «Да! Теперь
решено. Без возврата…», «До
свиданья,
друг
мой,
до
свиданья!..», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Песнь о собаке»,
«Письмо к женщине», «Письмо
матери», «Собаке Качалова»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я
последний поэт деревни…»

В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения
«Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие
смехом», «Когда умирают кони
– дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем
звездам
тыкать…»,
«О
достоевскиймо
бегущей
тучи…», «Сегодня снова я
пойду…», «Там, где жили
свиристели…»,
«Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый,
В.Я. Брюсов, М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин,
Ф.К. Сологуб,
В.В. Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
Литература
советского
времени
А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь,
блудницы…», «Перед весной
бывают дни такие…», «Родная
земля», «Творчество», «Широк
и желт вечерний свет…», «Я
научилась
просто,
мудро
жить…».
«Поэма без героя»

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не
бродить, не мять в кустах
багряных…», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Отговорила
роща золотая…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Русь
советская», «Спит ковыль.
Равнина
дорогая…»,
«Я
обманывать себя не стану…».
Роман
в
стихах
«Анна
Снегина».
Поэмы:
«Сорокоуст»,
«Черный
человек»

В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!»,
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Лиличка!»,
«Послушайте!»,
«Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
«Хорошее
отношение
к
лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме «Во
весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения:
«Генералам
двенадцатого
года»,
«Мне
нравится, что вы больны не
мной…»,
«Моим
стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…»,
«О,
слезы
на
глазах…».
«Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Мы
живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез…», «Я
не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

В.В. Маяковский
Стихотворения:
«Адище
города», «Вам!», «Домой!»,
«Ода
революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор
с фининспектором о поэзии»,
«Уже второй должно быть ты
легла…», «Юбилейное»
Поэма: «Про это»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать чернил
и плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Август»,
«Давай
ронять
слова…»,
«Единственные
дни»,
«Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить
иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…»,
«О, знал бы я, что так
бывает…»,
«Определение
поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи», «Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…», «Снег

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю
первый стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто создан из
камня…»,
«Откуда
такая
нежность»,
«Попытка
ревности», «Пригвождена к
позорному
столбу»,
«Расстояние: версты, мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София»,
«За
гремучую
доблесть
грядущих веков…», «Лишив
меня
морей,
разбега
и
разлета…»,
«Нет,
никогда
ничей
я
не
был
современник…»,
«Сумерки
свободы», «Я к губам подношу
эту зелень…»

идет», «Столетье с лишним – не
вчера…»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Повесть
«Собачье
сердце» М.А. Булгаков
рассказов
«Записки
Романы
«Белая
гвардия», Книга
юного врача». Пьесы «Дни
«Мастер и Маргарита»
Турбиных», «Бег», «Кабала
святош» («Мольер»), «Зойкина
квартира»
А.П. Платонов.
Рассказы
и
повести:
«В А.П. Платонов
прекрасном и яростном мире», Рассказы и повести: «Река
Потудань»,
«Сокровенный
«Котлован», «Возвращение»
человек»,
«Мусорный
ветер»
М.А. Шолохов
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские
рассказы»
В.В. Набоков
Рассказы
«Облако,
озеро, В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита
башня», «Весна в Фиальте»
Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди»,
«Качество
продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести
культуры»,
«Тормоз
Вестингауза»,
«Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая
гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой
теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын
Рассказ «Один день Рассказ «Матренин двор»
Повесть «Раковый корпус»,
Ивана Денисовича»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
статья «Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку», В.Т. Шаламов
«Сгущенное
«Серафим», «Красный крест», Рассказы:
молоко»,
«Татарский
мулла и
«Тифозный
карантин»,
воздух»,
«Васька
«Последний
бой
майора чистый
Денисов,
похититель
свиней»,
Пугачева»
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий

И.А. Бродский
Стихотворения:
«Конец
прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни
погоста…»,
«Рождественский
романс», «Я входил вместо
дикого зверя в клетку…»
В.М. Шукшин
Рассказы
«Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

мужик»,
«Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти
размышляя…», «Где-то в поле,
возле
Магадана…»,
«Движение»,
«Ивановы»,
«Лицо коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день,
когда окончилась война…»,
«Вся
суть
в
одномединственном
завете…»,
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965
года», «В деревне Бог живет не
по углам…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Осенний
крик
ястреба»,
«Рождественская звезда», «То
не Муза воды набирает в
рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда
полей»,
«Зимняя
песня»,
«Привет,
Россия,
родина
моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ
века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий
краем моря», «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести
«Апельсины
из
Марокко»,
«Затоваренная
бочкотара»

В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело»,
книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга
очерков
«Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести:
«Знак
беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь
и
необычайные
приключения солдата Ивана
Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных
вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть
«Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть
«Будь
здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть
«В
окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги
для Марии», «Живи и помни»,

«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы:
«Пара
гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия
второй
половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы
«Старший
сын»,
«Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX
века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич

Книги «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения,
рассказы,
Лекции о русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ
«Затворник
и
Шестипалый», книга «Жизнь
насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой
круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести:
«На
солнечной
стороне улицы», «Я и ты под
персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим»,
«На
золотом
крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая
кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер

Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман
«451
градус
по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка
древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте
без перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды»,
«Пусть
танцуют
белые
медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,

Э. Хемингуэй
Повесть
«Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная
(региональная)
литература
Данный
раздел
списка
определяется
школой
в
соответствии с ее региональной
принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги,
Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим, Д.
Кугультинов, К. Кулиев,
Ю. Рытхэу,
Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый
список
произведений
является
примерным
и
может
варьироваться
в
разных
субъектах
Российской
Федерации)

2. Тематическое планирование
10 класс
№

Наименование разделов и тем

1.

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры.
Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (10 часов)
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...»,
«Подражания Корану », Элегия», «...Вновь я посетил ...»
Художественные открытия Пушкина.
Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская
глубина. «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»,
«Из Пиндемонти» "
Поэма «Медный всадник».
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества
Пушкина для русской и мировой культуры. Своеобразие жанра и
композиции произведения.
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
«Молитва», «Как часто , Пестрою толпою окружен...», «Валерик»,
«Сон», «Выхожу один я на дорогу...» Своеобразие художественного
мира Лермонтова.
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. «Мой демон»,
«К***», «Нет, я не Байрон, я другой...»
Н.В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект". Образ города в повести.
Соотношение мечты и действительности.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины
XIX века
Литература второй половины XIX века (94 час)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во
второй половине XIX века. Классическая русская литература и ее
мировое признание.
А.Н. Островский Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме.
Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города
Калинова.
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народно – поэтическое и религиозное в образе Катерины.
Нравственная проблематика пьесы: тема греха,
возмездия и покаяния.
Смысл названия и символика пьесы.
Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.

2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.
10.

11

12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.

Количество
часов
1

1
1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.

31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.

Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»
И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская
“обломовщина”.
Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении.
Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц.
Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Социальная и нравственная проблематика романа.
Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).
Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Ф.И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор).
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано
предугадать...», «К. Б.»
Поэзия Тютчева и литературная традиция.
Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. «День и
ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...»
Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).
«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» Поэзия Фета
и литературная традиция.
“Вечные ” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).
«Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с
землею...», «Еще одно забывчивое слово...»
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка,
психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.
Сюжет, композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Базаров и его
мнимые последователи.
"Отцы " в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.
Тема народа в романе. Смысл названия.
“Вечные ” темы в романе (природа, любовь, искусство).
Поэтика романа, своеобразие его
жанра. Авторская позиция и способы ее выражения.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Контрольная работа по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
А.К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения»,
«Государь ты наш батюшка...»
Своеобразие художественного мира Толстого.
Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник»
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов
духовного пути личности (смысл странствий главного героя).

1
1

1
1
1
1
1
2
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

47.
48.

49.

50.

51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского человека.
М.Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности
народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.
Своеобразие сатиры СалтыковаЩедрина. Приемы сатирического изображения:
сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).
«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «, «Поэт и
гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),
«О Муза! Я у двери гроба...»
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи
образы.
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной
поэзией. «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый
поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Мы с тобой бестолковые
люди...»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская жизнь в изображении
Некрасова.
Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного
заступника” Гриши Добросклонова.
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “
бабьей притчи”. Тема народного бунта.
Особенности стиля Некрасова. Смысл названия поэмы. Народное
представление о счастье.
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Своеобразие жанра.
Особенности сюжета и композиции. Проблематика, система образов
романа.
Приемы создания образа Петербурга.
Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
Теория Раскольникова и ее развенчание. Роль внутренних монологов
и снов героев в романе.
Образы “униженных и оскорбленных”.
Раскольников и его “двойники”.
Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала
автора
Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Роль эпилога.
Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия
Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности
композиции, антитеза как центральный композиционный прием.

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

96.
97.
98.

99.

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его
критерии оценки личности.
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и
Пьера Безухова.
Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”.
Изображение светского общества.
“Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад
жизни Ростовых и Болконских.
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
Роль эпилога.
Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и
изображение Отечественной войны 1812 г.
Толстовская философия истории. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа.
Русский солдат в изображении Толстого. Картины партизанской
войны, значение образа Тихона Щербатого.
Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.
Проблема истинного и ложного героизма.
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
Москва и Петербург в романе.
Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира
героев (“диалектики души”).
Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.
Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные
открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика
чеховских рассказов.
Тема пошлости и неизменности жизни. «Студент», «Ионыч»,
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм
повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и
Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Символический
смысл образа вишневого сада.
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы.
Своеобразие жанра.
Новаторство Чехова-драматурга.
Интерпретация русской классики в произведениях современной
литературы: диалог с Чеховым. Г. Щербакова «Яшкины дети.
Чеховские герои в XXI веке».
Контрольная работа по литературе второй половины XIX века.
К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Обзор зарубежной литературы второй
половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы
второй половины XIX века.
Понятие «интеллектуальная проза». О.Уайльд. «Портрет Дориана

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

2

100.

Грея». Испытание красотой.
А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль».
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.
Итого:

1

102

11 класс
№

Наименование разделов и тем

1

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа).
Обзор русской литературы первой половины ХХ
века. Традиции и новаторство в литературе рубежа
XIX−ХХ вв.
Литература первой половины ХХ века (82 часа)
И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.
Философичность и тонкий лиризм стихотворений, пейзажная
лирика. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель»
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско».
Философское содержание рассказа И.А.Бунина «Чистый
понедельник».
Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские
яблоки”.
“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь
человека с миром природы, вера и память о прошлом). Рассказ
«Темные аллеи».
Сочинение по творчеству И. А. Бунина
А.И.Куприн. Жизнь и творчество.
«Гранатовый браслет».
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной,
бескорыстной любви.
Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести,
смысл финала.
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм ранних
рассказов, проблема героя в прозе писателя.
Рассказ «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни. Проблема
гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и
действительности.
“На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы.
Система образов.
Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое
столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи
(Лука), правда веры в человека (Сатин).
Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок,
песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горькогодраматурга.
Сочинение по творчеству А.М.Горького.

2

3
4
5
6

7
8

9
10
11

12
13

14

15

Количество
часов
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1

1

1

16

17
18
19

20

21

22

23
24
25

26

27

28

29
30
31

32

33
34

Гуманистическая направленность произведений зарубежной
литературы XX в. Основные направления в литературе первой
половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Жизнь и творчество Б.Шоу. Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу
«Пигмалион». Чеховские традиции в пьесе.
Поэзия Г. Апполинера. Музыкальность стиха. Особенности
ритмики и строфики. Экспериментальная направленность
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс".
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм,
акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений:
И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм. Истоки русского символизма. Связь с
романтизмом. Понимание символа символистами" Старшие
символисты"и "младосимволисты"
В.Я.Брюсов Основные темы и мотивы поэзии Своеобразие решения
темы поэта и поэзии. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие
гунны»
К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор).
«Я мечтою ловил уходящие тени…»,
«Безглагольность» «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»
Основные темы и мотивы поэзии.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С.
Гумилева "Наследие символизма и акмеизм".
Н. Гумилев. Жизнь и творчество. «Жираф», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай» Своеобразие лирических сюжетов.
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы
(В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
Игорь Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения:
«Интродукция», «Эпилог» («Я, гений
Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава»
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии
оригинальность словотворчества.
В. В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще
раз, еще раз…»
Поэтические эксперименты.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской
поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX начала ХХ века
А.А.Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока.
«Незнакомка», «Вхожу я в темные храмы…»
Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема
города. «В ресторане» «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На
железной дороге».
Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений.
«Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла
«На поле Куликовом»), «Скифы».
Лирический герой поэзии Блока. Его эволюция. «О, я хочу безумно
жить…»
Поэма «Двенадцать». История создания, авторский опыт осмысления

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

35
36
37

38
39
40
41
42

43

44
45
46

47
48
49

50

51
52

53

54

событий революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие
композиции
Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция
и способы ее выражения в поэме.
Сочинение по творчеству А.Блока.
В.В.Маяковский и футуризм. Жизнь и творчество.
Дух бунтарства в ранней лирике.
«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Нате!»
Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.
«Юбилейное»
Тема поэта и поэзии в лирике, осмысление проблемы художника и
времени. «Послушайте!», «Разговор с фининспектором о поэзии»
Особенности любовной лирики. «Письмо Татьяне Яковлевой»,
«Лиличка!» поэма «Облако в штанах».
Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Прозаседавшиеся».
Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность
строфики и графики стиха).
С.Есенин Жизнь и творчество. Традиции А. С. Пушкина и А.В.
Кольцова в есенинской лирике.
«Письмо матери», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом…»
Тема родины в поэзии Есенина.
«Гой ты, Русь, моя родная!..», «Русь Советская».
Особенности любовной лирики поэта, цветопись, музыкальность
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине»
Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Спит
ковыль. Равнина дорогая…» «Неуютная жидкая лунность…», «Не
бродить, не мять в кустах багряных…»
Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.
«Мы теперь уходим понемногу…», Не жалею, не зову, не плачу…»
Сочинение по творчеству В.Маяковского и С.Есенина.
Жизнь и творчество Марины Цветаевой. Конфликт быта и бытия,
времени и вечности.
«Моим стихам, написанным так рано…», «Тоска по родине!
Давно…»
Своеобразие поэтического стиля: поэзия как напряженный монологисповедь. «Идешь, на меня похожий…» «Кто создан из камня, кто
создан из глины…»
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
«Молодость», «Стихи к Блоку»: «Имя твое - птица в руке…»
О. Э. Мандельштам.
Жизнь и творчество (обзор). «За гремучую доблесть грядущих
веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и
литературные образы в поэзии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…»
Историзм поэтического мышления , ассоциативная манера письма
«Невыразимая печаль»,. «Tristia»

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1

1

1
1

1

1

55

56

57
58

59
60

61

62
63
64
65

66
67

68
69
70
71

72
73
74
75

76
77

Жизнь и творчество Анны Ахматовой.
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих
переживаний. А.А.Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить…»,
«Бывает так: какая-то истома…»
Темы любви и искусства, фольклорные и литературные образы и
мотивы. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…»
Патриотизм и гражданственность лирики Ахматовой «Мне голос
был. Он звал утешно…», «Родная земля».
Победа исторической памяти над забвением
как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции
поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Сочинение по творчеству А.Ахматовой
Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Поэтическая эволюция
Пастернака. Тема поэта и поэзии «Определение поэзии», «Во всем
мне хочется дойти…»
Тема человека и природы в лирике Пастернака. Особенности
поэтического языка. «Февраль. Достать чернил и плакать!..» «Зимняя
ночь». «Снег идет»
«Доктор Живаго». История создания и публикации романа.
Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей
проблематикой романа. «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…»
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа.
Своеобразие жанра
и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и
сатирическое начало в романе.
Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы
Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.
Человеческое и божественное в облике Иешуа.
Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.
Изображение любви как высшей духовной ценности.
Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы
романа.
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.
А. Платонов. Жизнь и творчество. Традиции Салтыкова-Щедрина в
прозе Платонова. Высокий
пафос и острая сатира в “Котловане”.
Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля
писателя.
М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романаэпопеи «Тихий Дон» Широта эпического повествования
Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского
казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе.
Изображение гражданской
войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и
крестьянского укладов.
Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы.
Функция пейзажа в романе.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска

1

1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

78
79
80

81
82

83
84
85
86

87
88
89

90

91

92

93

94

95

правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и
мир, личность и масса.
Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы
Шолохова.
Сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Литература первой половины ХХ века (20 часов)
Обзор литературы второй половины ХХ века. Великая
Отечественная война и ее художественное осмысление в русской
литературе и литературах других народов России.
Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
«Лагерная» тема. «Деревенская» проза.
А.Т.Твардовский Жизнь и творчество. Исповедальный характер
лирики
«Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины…»
Тема памяти в лирике. Роль некрасовской традиции в творчестве
поэта. «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги
“Колымских рассказов”.
Рассказы «Одиночный замер», «На представку» Своеобразие
раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А.И.Солженицын.
Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие раскрытия «лагерной»
темы в повести «Один день Ивана Денисовича»
Роман " Архипелаг Гулаг" (фрагменты). История создания
произведения.
Анализ эпизода с точки зрения содержания и средств
художественной выразительности. Традиции Чехова в «Архипелаге»
В.М. Шукшин Изображение народного характера и картин народной
жизни в рассказах.
«Верую», «Чудик»
Г.Бакланов. Повесть «Навеки-девятнадцатилетние» Нравственная
проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее
выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В.Г.Распутин.
«Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений.
Символические образы в повести.
Своеобразие художественного мира Н. Рубцова. Есенинские
традиции. «Видения на холме», «Листья осенние». Р. Гамзатов.
Жизнь и творчество (обзор). Соотношение национального и
общечеловеческого в лирике. «Журавли», «В горах джигиты
ссорились, бывало…»
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского И. Тема
одиночества человека в «заселенном пространстве» «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для
меня…»)
Особенности «бардовской» песни 60-х. Жанровое своеобразие песен
Окуджавы, «Полночный троллейбус», «Живописцы». В.Высоцкий
Тематика песен и манера исполнения.
«Я не люблю…», «Кони привередливые»
А. В. Вампилов.
Пьеса «Утиная охота». Основной конфликт и система образов.

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

96

97

Смысл финала пьесы
Литература последнего десятилетия (2 часа)
Обзор литературы последнего десятилетия. Литература последнего
десятилетия (проза). Г. Яхина. Долгая дорога Зулейхи к внутренней
свободе и счастью (по роману «Зулейха открывает глаза»)
Обзор литературы последнего десятилетия. Литература последнего
десятилетия (поэзия). Драматургия последнего десятилетия.
Итого:

2

2
99

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства
языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».