Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 107 от 29.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экономика. Углублённый уровень
2022-2023 учебный год 10 класс
2023-2024 учебный год 11 класс
г. Екатеринбург, 2023
1
Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими
понятиями, с комплексом знаний по экономике, минимально необходимых
современному человеку России. Учебный предмет «Экономика» является
интегрированным, включает достижения различных наук (обществознания,
математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся
освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической
сфере.
Экономическое образование помогает понимать исторические и современные
социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций,
необходимых современному человеку для продолжения образования, а также в
освоение навыков для будущей работы в экономической сфере (при изучении
предмета на углубленном уровне).
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Экономика» для
углубленного уровня среднего общего образования являются:
–
формирование у обучающихся представлений об экономической науке
как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и
применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание
эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
–
овладение системными экономическими знаниями, включая современные
научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности
в области экономики;
–
овладение приемами работы со статистической, фактической и
аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать
и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
–
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства;
–
формирование системы знаний об институциональных преобразованиях
российской экономики при переходе к рыночной системе, о динамике основных
макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
– Определять границы применимости методов экономической теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках
производства.
Микроэкономика
– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и
покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и
предложение;
– приводить примеры товаров Гиффена;
– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
– объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– различать и представлять посредством инфографики виды издержек
производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики
государства;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– сравнивать виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических
моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование
величины денежной массы;
1
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
приводить примеры, как банки делают деньги;
приводить примеры различных видов инфляции;
находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
применять способы анализа индекса потребительских цен;
характеризовать основные направления антиинфляционной политики
государства;
различать виды безработицы;
находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
определять целесообразность мер государственной политики для снижения
уровня безработицы;
приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
– Объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном
уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный
курс;
– различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических
отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом
развитии общества;
– объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках
различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
2
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого
поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на
этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах
по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по
макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налоговобюджетную политику, используемую государством для стабилизации
экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных
макроэкономических задач;
– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
3
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с
экономической точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и
других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и
современной ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации из неадаптированных источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры
прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и
первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной
среды и мировой экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические
знания по данному учебному предмету;
– использовать
экономические
знания
и
опыт
самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики;
– владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Экономика»
Углубленный уровень
Основные концепции экономики
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы
производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные
преимущества. Типы экономических систем.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав
потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и
номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский
кредит. Ипотечный кредит.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и
рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность
спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и
рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.
Рыночное равновесие, равновесная цена.
Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству. Франчайзинг. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного
фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления.
Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и
предельные переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и
предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования
бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые
услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга.
Реклама. Бизнес-план.
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий.
Ценовая
дискриминация.
Монополистическая
конкуренция.
Олигополия.
Монопсония. Политика защиты и антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на
труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда.
Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая
рента. Рынок капитала. Дисконтирование.
Макроэкономика
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и
государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Монетарная
политика Банка России.
5
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных
счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное
предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская
система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции.
Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост.
Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические
циклы.
Международная экономика
Международная торговля. Государственная политика в области международной
торговли. Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы.
Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс.
Международные экономические организации. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.
6
Поурочное планирование 10 класс
Основные концепции экономики (6 часов)
Предмет и метод экономической науки.
1
Свободные и экономические блага.
2
Альтернативная стоимость.
3
Кривая производственных возможностей.
4
Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена.
5
Входной контроль
6
Микроэкономика (62 часов)
Типы экономических систем.
7
Рациональный потребитель.
8
Полезность и потребительский выбор.
9
10 Защита прав потребителя.
11 Семейный бюджет.
12 Источники семейных доходов.
13 Реальные и номинальные доходы семьи.
14 Основные виды расходов семьи.
15 Потребительский кредит.
16 Ипотечный кредит.
17 Функционирование рынка.
18 Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный
спрос.
19 Товары Гиффена.
20 Факторы спроса.
21 Эластичность спроса по цене.
22 Эластичность спроса по доходу.
23 Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши.
24 Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса.
величина
предложения,
закон
предложения,
25 Предложение,
индивидуальное и рыночное предложение.
26 Факторы предложения.
27 Эластичность предложения.
28 Рыночное равновесие, равновесная цена.
29 Фирма и ее цели.
30 Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству.
31 Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству.
32 Франчайзинг.
33 Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.
34 Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт
переменного фактора производства.
35 Закон убывающей отдачи.
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Амортизационные отчисления.
1
Необратимые издержки
1
Постоянные и переменные издержки.
1
Промежуточный контроль
1
Средние и предельные переменные издержки.
1
Эффект масштаба.
1
Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
1
Максимизация прибыли.
1
Предпринимательство, его виды и мотивы.
1
Предпринимательство, его виды и мотивы.
1
Основные источники финансирования бизнеса.
1
Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
1
Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
1
Финансовые институты.
1
Страховые услуги.
1
Основные принципы менеджмента.
1
Основные элементы маркетинга.
1
Реклама.
1
Бизнес-план.
1
Рыночные структуры.
1
Совершенная конкуренция.
1
Монополия, виды монополий.
1
Ценовая дискриминация.
1
Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония.
1
Политика защиты и антимонопольное законодательство.
1
Рынки факторов производства
1
Производный спрос.
1
Рынок труда.
1
Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы.
1
Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль 1
профсоюзов.
Рынки земли. Экономическая рента.
1
Рынок капитала. Дисконтирование.
1
Итоговый контроль
1
8
Поурочное планирование 11 класс
Макроэкономика (48 часа)
1. Роль государства в рыночной экономике.
2. Роль государства в рыночной экономике.
3. Роль государства в рыночной экономике.
4. Общественные блага и внешние эффекты.
5. Общественные блага и внешние эффекты.
6. Распределение доходов.
7. Измерение неравенства доходов.
8. Измерение неравенства доходов. Практикум.
9. Входной контроль
10. Государственный бюджет и государственный долг.
11. Государственный бюджет и государственный долг.
12. Налоги.
13. Налоги.
14. Налоги. Практикум.
15. Фискальная политика государства.
16. Фискальная политика государства.
17. Монетарная политика Банка России.
18. Монетарная политика Банка России.
19. Особенности макроэкономического анализа.
20. Представление о системе национальных счетов.
21. ВВП.
22. ВВП.
23. Номинальный и реальный ВВП
24. Номинальный и реальный ВВП. Практикум
25. Совокупный спрос и совокупное предложение.
26. Деньги.
27. Деньги.
28. Денежные агрегаты.
29. Основы денежной политики.
30. Основы денежной политики.
31. Банки и банковская система.
32. Банки и банковская система.
33. Инфляция и дефляция; виды инфляции.
34. Инфляция и дефляция; виды инфляции.
35. Причины инфляции.
36. Последствия инфляции.
37. Промежуточный контроль
38. Безработица.
39. Безработица. Практикум.
40. Государственная политика в области занятости.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
41. Государственная политика в области занятости.
42. Экономический рост.
43. Экономический рост.
44. Экстенсивный и интенсивный рост
45. Экстенсивный и интенсивный рост
46. Факторы экономического роста
47. Факторы экономического роста
48. Экономические циклы.
Международная экономика (18 часов)
49. Международная торговля.
50. Международная торговля.
51. Государственная политика в области международной торговли.
52. Государственная политика в области международной торговли.
53. Обменный курс валюты.
54. Обменный курс валюты.
55. Валютный рынок.
56. Валютный рынок.
57. Международные финансы.
58. Международные финансы.
59. Мировая валютная система.
60. Международные расчеты.
61. Платежный баланс.
62. Международные экономические организации.
63. Глобальные экономические проблемы.
64. Особенности современной экономики России.
65. Особенности современной экономики России.
66. Итоговый контроль
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1