Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 107 от 29.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Астрономия. Базовый уровень
2023-2024 учебный год 11 класс
г. Екатеринбург, 2023
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
образовательной программы среднего общего образования по
предмету «Астрономия»
Личностными результатами освоения курса астрономии в
средней (полной) школе являются:
● формирование умения управлять своей познавательной
деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
● формирование
познавательной
и
информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и
техническими средствами информационных технологий;
● формирование убежденности в возможности познания
законов природы и их использования на благо развития человеческой
цивилизации;
● формирование умения находить адекватные способы
поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и
внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к
мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные
результаты
освоения
программы
предполагают:
● находить проблему исследования, ставить вопросы,
выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения
проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
● анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины
их возникновения;
● на практике пользоваться основными логическими
● приемами,
методами
наблюдения,
моделирования,
мысленного эксперимента, прогнозирования;
● выполнять познавательные и практические задания, в том
числе проектные;
● извлекать информацию из различных источников (включая
средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее
оценивать;
● готовить сообщения и презентации с использованием
материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней
(полной) школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и
способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся
признается основой достижения развивающих целей образования —
знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в
процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности
учебной деятельности в основной школе является включение
учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся
определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это
означает, что такая деятельность должна быть направлена не только
на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, не только на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для
других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна
быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли
реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой,
творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить
от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ
школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной
деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы
практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
выпускник получит представление:
●
о философских и методологических основаниях научной
деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной деятельности;
●
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод,
эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод
анализа данных;
●
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных
областях от исследований в естественных науках;
●
об истории науки;
●
о новейших разработках в области науки и технологий;
●
о правилах и законах, регулирующих отношения в
научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности
(патентное право, защита авторского права и т. п.);
●
о деятельности организаций, сообществ и
●
структур, заинтересованных в результатах исследований и
предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые
структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
●
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных
дисциплин (межпредметные задачи);
●
использовать основной алгоритм исследования при
решении своих учебно-познавательных задач;
●
использовать основные принципы проектной деятельности
при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих
в культурной и социальной жизни;
●
использовать элементы математического моделирования
при решении исследовательских задач;
●
использовать элементы математического анализа для
интерпретации
результатов,
полученных
в
ходе
учебноисследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в
ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной
деятельности выпускник научится:
●
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
●
восстанавливать контексты и пути развития того или иного
вида научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
●
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции
развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
●
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие
как время, необходимые для достижения поставленной цели;
●
находить
различные
источники
материальных
и
нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных областях
деятельности человека;
●
вступать в коммуникацию с держателями различных типов
ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
●
самостоятельно и совместно с другими авторами
разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
●
адекватно оценивать риски реализации проекта и
проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих
рисков;
●
адекватно оценивать последствия реализации своего
проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ);
●
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта
или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Выпускник получит возможность:
● получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте
человека в ней; узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы
заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть
небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн
электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационноволновых телескопов.
● узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их
интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в
жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе
астрономических явлений люди научились измерять время и вести
календарь.
● узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от
представления геоцентрической системы мира к революционным
представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней
были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон
всемирного тяготения.
● на примере использования закона всемирного тяготения получить
представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются
траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как
проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и
эволюцию этой системы в будущем.
● узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы,
о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах
планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов,
комет, метеороидов и нового класса
небесных тел карликовых планет.
● получить представление о методах астрофизических исследований и
законах физики, которые используются для изучения физически свойств
небесных тел.
● узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность
влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно
рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками
нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о
термоядерном источнике энергии.
● узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их
взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их
энергии; о необычности свойств звёзд, белых карликов, нейтронных звёзд и
чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
● узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять
расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и
кратных звёзд определяют их массы.
● Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать
как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
● Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как
распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака
межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных
лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр
Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
● Получить представление о различных типах галактик, узнать о
проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в
пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их
распределения.
● Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в
целом. Проследить за развитием представлений о конечности и
бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с
ними.
● Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких
галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и,
что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое
реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной
космологии.
● Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с
тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей
всемирной силе тяготения.
● Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и
современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с
ними.
● Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения,
ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и
Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу
места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную
активность и её зависимость от времени.
Содержание образовательной программы среднего общего образования
по предмету «Астрономия»
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры
ирасстояния между ними. Какие физические условия встречаются вних.
Вселенная расширяется.Где и как работают самые крупные оптические
телескопы. Какастрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что
увиделигравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по
эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные
координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как
строятэкваториальную систему небесных координат. Как строят
горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и
Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение
планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение
Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия
наступления солнечного илунного затмений. Почему происходят солнечные
затмения. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и
солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и
солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и
григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательствовращения
Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определениерасстояния до них,
парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие
законаВсемирного
тяготения
и
обобщённые
законы
Кеплера.
Определениемасс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их
физическийсмысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта
кпланете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие
междуЛуной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление
вращенияЗемли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планетыгиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и ПоясКойпера.
Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Рольпарникового
эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй.
Какпарниковый эффект греет поверхность Земли и перегреваетатмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбитспутников Марса Фобоса и
Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические
свойства
Юпитера,
Сатурна,
Урана
и
Нептуна.Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа
колецвокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа
и
движение
астероидов.
Специфика
движения
группастероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс
Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты.
Связьмежду метеорными потоками и кометами. Природа каменных
ижелезных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство
и
характеристики
телескопов
рефракторов
и
рефлекторов.Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температурыи
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.Солнечная
активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерныйисточник
энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,перенос энергии
из центра Солнца наружу, конвективная зона.Нейтринный телескоп и
наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение
основных
характеристик
звёзд:
массы,
светимости,температуры
и
химического
состава.
Спектральная
классификациязвёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный
класс» —светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности.Строение звёзд красных
гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — пределЧандрасекара.
Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр иих параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные
звёзды.Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные
звёзды,кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью
ипериодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, покоторым
определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд.
Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду
белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности
белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики
вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с
массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка
сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своейэволюции
— взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатковвзрывов сверхновых
звёзд.Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёздРасчёт
продолжительности
жизни
звёзд
разной
массы
на
главнойпоследовательности.
Переход
в
красные
гиганты
и
сверхгигантыпосле
исчерпания
водорода.
Спокойная
эволюция
маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием
нейтроннойзвезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение
возрастазвёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции
звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике
Как
образуются
отражательные
туманности.
Почему
светятсядиффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.Наблюдаемые
свойства шаровых звёздных скоплений. Распределениеи характер движения
скоплений в Галактике. Распределение звёзд,скоплений, газа и пыли в
Галактике.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические
лучи.Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики
иобнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.
Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдениякосмических
лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная
диаграммаХаббла.
Свойства
спиральных,
эллиптических
и
неправильныхгалактик. Красное смещение в спектрах галактик и
определениерасстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа
активности
галактик,
радиогалактики
и
взаимодействующиегалактики. Необычные свойства квазаров, их связь с
ядрами галактики активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые
свойства
скоплений
галактик,
рентгеновское
излучение,температура
и
масса
межгалактического
газа,
необходимостьсуществования тёмной материи в скоплениях галактик.
Оценка массытёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура
распределениягалактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксыклассической
космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности
ибесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс ипротиворечия
между классическими представлениями о строенииВселенной и
наблюдениями. Необходимость привлечения общейтеории относительности
для построения модели Вселенной. Связьмежду геометрических свойств
пространства Вселенной сраспределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения
игеометрическими
свойствами
Вселенной.
Евклидова
и
неевклидовагеометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста
Вселенной.Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения.
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия
воВселенной и необходимость образования его на ранних этапахэволюции
Вселенной. Необходимость не только высокой плотностивещества, но и его
высокой температуры на ранних этапах эволюцииВселенной. Реликтовое
излучение — излучение, которое осталось воВселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на раннихэтапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтовогоизлучения. Почему необходимо
привлечение общей теорииотносительности для построения модели
Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и
открытиеускоренного
расширения
Вселенной.
Открытие
силы
всемирногоотталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по
мерееё расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения
за
движением
звёзд
и
определения
масс
невидимыхспутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение.
Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях
экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизнина них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни
воВселенной. Современные оценки количества высокоразвитыхцивилизаций
в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналоввнеземным
цивилизациям.
Тематическое планирование
№
Тема
урока
Глава 1. Введение в астрономию (1 час)
1
Структура и масштабы Вселенной.
Далекие глубины Вселенной.
Глава 2. Астрометрия (5часов)
2
Звездное небо. Небесные координаты.
3
Видимое движение планет и Солнца.
4
Движение Луны и затмения.
5
Время и календарь.
6
Астрометрия.
Глава 3. Небесная механика (3часа)
7
Система мира.
8
Законы движения планет.
9
Космические скорости. Межпланетные перелеты.
Часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Глава 4. Строение солнечной системы (7 часов)
10
Современные представления Солнечной системе. 1
Планета Земля.
11
Планета Земля
1
12
13
14
15
Луна и ее влияние на Землю.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Планеты-карлики.
1
1
1
Малые тела Солнечной системы.
Современные представления о происхождении 1
Солнечнойсистемы.
16
Строение солнечной системы.
1
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия (7 часов)
17
Методы астрофизических исследований.
1
18
Солнце.
1
19
Внутреннее строение и источники
1
энергии Солнца.
20
Основные характеристики звезд.
1
21
Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и
черные дыры.
1
22
Двойные, кратные и переменные звезды.
1
23
Новые и сверхновые звезды.
1
24
Эволюция звезд
1
Глава 6. Млечный путь (3 часа)
25
Газ и пыль в галактике.
Рассеянныеи
шаровые звездные скопления.
27
Сверхмассивная черная дыра в центре
галактики.
Глава 7. Галактики (3 часа)
28
Классификация галактик.
29
Активные галактики и квазары.
30
Скопления галактик.
Глава 8. Строение и эволюция вселенной (2 часа)
31
Конечность и бесконечность вселенной –
парадоксы классической космологии.
Модель горячей вселенной и реликтовое излучение.
32
Глава 9. Современные проблемы астрономии (2 часа)
Ускоренное расширение вселенной и темная
33
энергия. Обнаружение планет
около других звезд.
Обнаружение планет возле других звезд
34
Поиск жизни и разума во вселенной.
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1