1. Пояснительная записка. В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. Важность владения иностранным языком очень велика. В связи с этим особенно актуальным становится не просто изучение английского языка на уроках в рамках учебного материала, но и в рамках дополнительного образования. Программа дополнительного образования «Занимательный английский» направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками. Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает развитие индивидуальности школьника, предполагает сбалансированную практику во всех видах речевой деятельности, использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм устной и письменной коммуникации, комплексный подход к обучению, который позволяет развивать не только умения во всех видах речевой деятельности, но и логику и стратегию решения тестовых заданий, что необходимо для критического мышления по всем предметам. Актуальность данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе имеет большое значение. Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предмету, углубляют и расширяют полученные знания, дают возможность учащимся проявить свои способности. Программа дополнительного образования является предметной и имеет социокультурную направленность. Она призвана поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету и расширять страноведческие знания школьников о стране изучаемого языка. Программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, они смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни британцев. Занятия проводятся как в традиционном, так и нетрадиционном режиме и предполагают различные формы проведения. Программа предусматривает занятия комбинированного характера, так как английский язык относится к группе практико-ориентированных предметов. Практическая значимость данной программы заключается в закреплении и совершенствовании умений и навыков, полученных на уроках английского языка. В процессе изучения английского языка формируются и совершенствуются следующие учебные умения и навыки: относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию, произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, соответствующих типам высказывания, соответствующая данному этапу изучения английского языка техника чтения, формирование говорения не только репродуктивного, но и продуктивного характера. Учащиеся должны систематизировать свои знания в области употребления видовременных форм английского глагола. Кроме того, разнообразие лексических тем развивает межпредметные связи и формирует универсальные учебные действия. Это также необходимо, так как ведет к собственному пониманию школьником предметного содержания обучения. 1.1 Цели и задачи программы Цель: развитие у детей способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира Задачи реализации программы: - формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся, культуры общения и умения работать в группе; - приобщение обучающихся к культуре англоговорящих стран; - воспитание устойчивой потребности к изучению английского языка; - развитие творческих способностей учащихся; - развитие навыков самостоятельной работы; - формирование здорового образа жизни. 1.2 Формы и методы проведения курса Форма занятий – групповая, возможна работа по подгруппам и индивидуально. Количество детей в группе от 8 до 12 человек, что дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Возраст обучающихся – 9- 11 лет (34 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность - 45 минут. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда на интерактивной доске, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания стенгазет, открыток, приглашений, писем, составление рассказов и диалогов по теме. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами, где используются элементы английского фольклора (то есть используются здоровьесберегающие технологии). Кроме того на каждом занятии особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся. Программа рассчитана на 1 год. Предлагаемые ниже формы и методы проведения курса способствуют углублению и расширению знаний учащихся по английскому языку, формированию коммуникативной и языковой компетенций. 1. Ознакомление с новой темой и проблемами, с ней связанными, с новыми лексическими единицами: -объяснение; -прослушивание и запись материала занятий; -самостоятельное чтение материала и его изучение; -работа с лексикой. 2. Тренинг: -ответы на вопросы; -поиск ответов на вопросы в тексте; -чтение и перевод текстов; -выполнение упражнений на закрепление грамматического материала. 3. Практическое применение: -обсуждение темы/ проблемы в парах, группе; -выполнение тестов (устно, письменно); 1.3 Ожидаемые результаты и способы их проверки К концу обучения по данной программе обучающиеся младшего школьного возраста должны знать: географическое положение, административно-политическое устройство Великобритании, ее крупные города, традиции и обычаи некоторых праздников, столицу Великобритании, ее достопримечательности и любимые места посещений британцев, известных английских писателей, героев сказок, мультфильмов и фильмов, традиционную английскую пищу, жизнь английских школьников и их досуг. уметь: - представлять себя, интересоваться делами собеседника, перечислять названия продуктов, классных предметов, считать предметы, представлять свою семью, перечислять названия цветов, игрушек, животных, перечислять названия частей тела, описывать своего любимого героя сказки, перечислять названия продуктов, месяцев, дней недели, дат, составлять расписание уроков на английском языке; - вести беседу на пройденные темы. Формы контроля и система оценивания знаний. 1. Викторины и тесты – по материалам New Headway Beginner Test Booklet. 2. Диалоги по изученным темам – практикуются практически каждое занятие, так как курс имеет четко выраженную коммуникативную направленность. Учебно-тематический план № Тематика курса 1. Вводное занятие 2. «Знакомство» 3. «Наш мир» 4. «О себе. Профессии.» 5. «Семья и друзья» 6. «Так я живу!» 7. «Распорядок дня» 8. «Любимые места» 9. «Мой дом» 10. «С днем рождения!» 11. «Хобби» 12. «Наши умения» 13. «В кафе» 14. «Здесь и сейчас» 15. «Путешествия» 16. Итоговое занятие 17. ИТОГО Количество часов 1 3 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 1 68 3. Структура и содержание курса Курс рассчитан на 68 часов в год и состоит из 14 тематических разделов, вводного и итогового занятий (по 1 часу). В начале курса обучения проводится вводное занятие с целью выявить уровень знаний и пробелов в знаниях учащихся. Тема 1. Hello! («Знакомство») Лексика: выражения по теме (What’s your name? How are you? My name’s… , Fine, thanks ...), слова, встречающиеся в ежедневном обиходе (интернациональные слова), числительные от 1 до 10. Грамматика: глагол to be в ед. числе настоящем времени, притяжательные местоимения my и your, множественное число имен существительных. Тема 2. Your world. («Наш мир») Лексика: выражения по теме (Where are you from?, Where’s he from?, Where’s she from? What’s his name? What’s her name?), названия стран (Australia, the United States, France, England, Brazil, Italy, Japan, Spain), названия городов, числительные от 1 до 30. Грамматика: Личные и притяжательные местоимения. Тема 3. Personal Information («О себе. Профессии») Лексика: названия профессий, фразы приветствия (Good morning! Good afternoon! Good evening! Good night!), прощания (Good bye!), речевые клише (sorry, pardon, thank you), номера телефонов, адреса. Грамматика: глагол to be – специальные утвердительный и отрицательный ответы. и общие вопросы, краткие Тема 4. Family and Friends. («Семья и друзья») Лексика: слова, обозначающие членов семьи (mother, daughter, sister, wife, father, son, brother, husband, parents and children), лексика для описания друга (best friend, funny, beautiful, girlfriend, part-time, CD-s, favourite music etc.) разговор по телефону. Грамматика: притяжательный падеж существительных, глагол have/ has, множественное число существительных (исключения), притяжательные прилагательные (мн. число) Тема 5. It’s my life! («Так я живу!») Лексика: названия блюд (pizza, hamburgers, oranges, ice-cream, Chinese food, Italian food,), напитков (tea, coffee, Coca-Cola, beer, wine), видов спорта (tennis, football, swimming, skiing), числительные от 31 до 100, названия языков и национальностей. Грамматика: настоящее простое время (1, 2 лицо), неопределенный артикль. Тема 6. Every day. («Распорядок дня») Лексика: время (часы), выражение What time is it?, дни недели, ежедневные занятия (глаголы), устойчивые словосочетания. Грамматика: простое настоящее время (3 лицо ед. число), наречия частотности. Тема 7. Places I like. («Любимые места») Лексика: прилагательные – антонимы (new – old, expensive – cheap, lovely – horrible, small – big, cold - hot), названия городских объектов. Грамматика: вопросительные слова, указательные местоимения this/ that, личные местоимения в именительном и объектном падеже. Тема 8. Where I live. («Мой дом») Лексика: названия комнат (bedroom, living room, dining room, kitchen, bathroom, toilet), предметов домашнего обихода (a shower, a cooker, a bed, an armchair), слова по теме «Австралия». Грамматика: конструкция There is/ there are, местоимение any, предлоги места. Тема 9. Happy Birthday! («C Днем рождения!») Лексика: слова, описывающие известные личности, название месяцев, порядковые числительные, формы неправильных глаголов. Грамматика: года, глагол to be в прошедшем времени, простое прошедшее время неправильных глаголов. Тема 10. We had a good time! («Хобби») Лексика: лексика по теме спорт и времяпровождение (windsurfing, dancing, icehockey), заполнение анкеты. Грамматика: простое прошедшее время правильных и неправильных глаголов, вопросительные и отрицательные предложения. Тема 11. We can do it! («Наши умения») Лексика: лексика по теме «Работа с компьютером», устойчивые словосочетания глагол + существительное. Грамматика: глагол can/ can’t, просьба и предложение. Тема 12. Thank you very much! («В кафе») Лексика: названия блюд (fish, vegetables, mineral water, salad, fries, soup), лексика по теме. Грамматика: использование глаголов want и would like: What would you like? What do you want? I would like…, I want … . Тема 13. Here and now («Здесь и сейчас») Лексика: слова по теме «Одежда» (a shirt, shoes, trainers, boots, sandals, a coat, a skirt, trousers, a hat, shorts, a dress, a tie), выражения по теме (Are you wearing? What are your favourite colours? What are your favourite clothes? ), цвета (black, white, blue, yellow, brown, green, light green, violet, lilac, grey) выражение What’s the matter? Грамматика: образование настоящего длительного времени, утвердительные, вопросительные, отрицательные предложения. Тема 14. It’s time to go! («Путешествия») Лексика: слова по теме «Транспортные средства» (bicycle, ship, the Underground, motorbike); осмотр достопримечательностей – go sightseeing, I bought…, I visited. Грамматика: использование настоящего длительного времени для обозначения ближайшего будущего, вопросы. 4. Методическое обеспечение программы Основной учебно-методический комплекс, положенный в основу курса, – «New Headway» - издательство Oxford University Press - (Beginner). Он включает в себя: Книгу для учащихся, рабочую тетрадь, сборник тестовых заданий, пособие по развитию фонетических навыков, аудио диски, книгу для учителя. Кроме того, для организации продуктивной деятельности на занятиях кружка широко используются Дидактические игры и задания по указанным темам: (грамматические, фонетические, лексические, орфографические) Материалы электронных учебников по темам «Забавный алфавит», «Моя семья», «Мир вокруг нас» Видеопособие «Magic English» Наглядные пособия: таблицы, картинки, игрушки Музыкальные аудиозаписи 7 Литература 7.1 Список литературы для педагога 1. Am. Maris, Liz and John Soars New Headway. Beginner/Teacher's book, OXFORD University Press 2. Liz and John Soars New Headway. Beginner/Students’ book, OXFORD University Press 3. Liz and John Soars New Headway. Beginner/Workbook, OXFORD University Press 4. Julia Starr Keddle New Headway. Beginner/Tests, OXFORD University Press, 5. Пучкова И.А. Игры на уроках английского языка: Методическое пособие 6. Федорова Г.Н. Игры на уроках английского языка. 7. Карточки. Раздаточный материал. 8. Словари и наглядные пособия. 7.2 Список литературы для учащихся. 1. Liz and John Soars New Headway. Beginner/Students’ book, OXFORD University Press 2. Liz and John Soars New Headway. Beginner/Workbook, OXFORD