2024-2025 Рабочая программа курса Культура общения 7 класс

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117

Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2024г.

СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 71 от 29.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «Культура общения»
7 класс
2024-2025 учебный год

г. Екатеринбург, 2024

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура общения»
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание
информации устного и письменного сообщения; владение разным видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, ресурсы Интернета; справочной литературой; способность
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом
общении, соблюдая нормы речевого этикета;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыками анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Культура общения» выпускник научится:
Речь и речевое общение.
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Стили речи
Выпускник научится:

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль,
логику
изложения
учебно-научного,
публицистического,
официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и
дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического
изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического
текста (втом числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение.
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать
практические
умения
ознакомительного,
изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения наеё решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в
том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение.
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы(в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал
на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий
общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Получит возможность научиться:
•создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности
в достижении прогнозируемого результата.
Письмо.
Выпускник научится:
• создавать
письменные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое
сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы,
рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность,
заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст.
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к
тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в
виде плана(простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учётом требований к построению связного текста.
Получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация,
рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые
тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых
средств.
Функциональные разновидности языка.
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного),публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв,
сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как
жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры
официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов
речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью,
репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как
жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи;
тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие
разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических
средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация,
рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в
официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку,
сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах,
разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления
языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,
аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных
задач;
•выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке.
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире,
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
2. Содержание учебного предмета
Содержание данного курса отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются
коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и
основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка вжизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения, а так же при создании текста,при его восприятии и понимании.
Языковая компетенция – обогащение словарного запаса, совершенствование
грамматическогостроя речи, соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих
правильность
икоммуникативную целесообразность речи, выбор и использование

языковых средств в соответствиис требованиями сферы общения, речевого и
ситуативного контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на русском
языке какформы выражения национальной культуры и личностно-осмысленных
нравственных ценностей,социальных приоритетов.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурногочеловека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли ичувства в устной и письменной форме, соблюдать этические
нормы общения.
Общение и речь
Ситуация общения: Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача. Виды
общения.Общение вербальное и невербальное. Практическое использование жестов,
мимики, поз, свойств голоса: устойчивости, полетности. Общение официальное и
неофициальное. Общение контактное и дистантное. Коммуникативная помеха.
Коммуникативный успех. Коммуникативные неудачи.Причины коммуникативных
ошибок.
Виды речевой деятельности
Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в
соответствии сситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя.
Участие в диалоге. Выступлениес монологической речью.
Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение, слушание,
письмо, чтение.Овладение способами предъявления, восприятия и понимания
информации в устном диалоге.Практическое владение способами предъявления,
восприятия и понимания информации при работе сустным и письменным монологом.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приемами
чтенияознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение приемов
осмысления учебного текста.
Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение
способами иприемами слушания (нерефлексивного, рефлексивного).
Вопросы и ответы на вопросы. Развернутый ответ.
Говорение и письмо как виды речевой деятельности.
Основы работы с текстом
Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста. Основная
мысль текста.Сохранение основной мысли. Микротема. Нахождение микротем в тексте.
Анализ средств связи: лексических, морфологических. Приемы строения текста и
развития основной мысли. Предъявлениеавторской позиции в тексте. Достижение
адресности текста. Заголовок. План текста. Этапы созданиятекста: изобретение,
расположение, выражение.
Текст как источник и средство передачи информации. Иформационные структуры
текста. Владение приемами восприятия, понимания и интерпретации текста в целях
извлечения информациииз текста. Способы подачи информации в зависимости от
предлагаемой ситуации и сферы общения.Модели разворачивания информации в тексте.
Понятие о коммуникативной успешностивоздействующего текста.
Творческое конструирование, создание монологического текста. Выстраивание
логических,композиционных и выразительных структур текста. Анализ текста в
информационно-смысловомаспекте. Работа с текстом на основе его интерпретации.
Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки текстовой
информации.Сокращение текста. План. Виды анализа.интерпретация авторского текста на
основе его анализа исоздание собственных аналитических (вторичных) текстов.
Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и понимания
текста.

Способы отбора информации на основе знания специфики ее источников,
оснований доверия ивозможностей практического использования. Основные навыки
пользования Интернетом как источником информации.
Основные источники информации о регионе, способы работы с ними. Основания
отбораинформации, необходимой для решения практических задач. Поиск информации,
обеспечивающейуспешную адаптацию к условиям проживания в регионе.
Коммуникативные цели и типы речи
Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели описательного
текста (топы «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление»»).
Особенности использованиясмысловых моделей в тексте.расположение материала в
описании. Оформление описательноготекста. Способы выражения авторской позиции.
Общая характеристика повествовательного текста (топы «место», «время»,
«обстоятельства»). Особенности использования смысловых моделей втексте.
Расположение материала в повествовании. Оформление повествовательного текста.
Рольриторических фигур, способы выражения авторской позиции.
Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в
рассуждении.Объяснение и доказательство. Смысловые модели текста-рассуждения (топы
«причина – следствие»,«пример – свидетельство»). Структура аргументации. Способы
сохранения основной мысли.
Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текста-рассуждения.
Способывыражения авторской позиции. Способы диалогизации речи.
Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к содержанию
текста иавторской нравственной позиции (средства эмоциональной и рациональной
оценки).
Стили речи
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные
стилилитературного языка (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественнойлитературы. Основные сферы общения. Функциональные задачи речи:
передача информации,общение, воздействие на читателя (слушателя).
Освоение основных способов воздействия на читателя (слушателя): с помощью
логическихаргументов, ярких фактов, с помощью художественных образов.
Интонационные, лексические и синтаксические особенности текстов разных
стилей.
Взаимосвязи таких характеристик текста как функциональный стиль (определяет
соотношениеэмоционального и рационального в тексте) и тип речи (определяет этапы и
способы развитияавторской мысли): описание, повествование, рассуждение в разных
стилях (сферах общения).
Различия в процессе создания. Различная степень воздействия описаний,
повествований ирассуждений, предназначенных для разных сфер общения и имеющих
различные стилистическиехарактеристики.
Средства выразительности в тексте
Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения, авторских
целей,принадлежности текста к типу речи, функциональному стилю и требований сферы
общения.
Выразительные средства устной речи, их использование в собственной устной
речи.
Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как стилистически
сниженным средствамвыразительности.
Фактологическая полнота и точность информации, наличие терминов, низкая
степеньэмоциональности как специфические черты научных и деловых текстов. Научнопопулярный текст исредства его выразительности. Средства выразительности

публицистических текстов: образная иэкспрессивная лексика, стилистический контраст,
использование риторических фигур и тропов.
Тропы и риторические фигуры в описаниях, повествованиях и рассуждениях,
принадлежащих кразличным функциональным стилям языка.
Осознанный выбор средств выразительности на этапе речевого оформления текста.
Речевые жанры
Понятие речевого жанра. Учет взаимосвязей жанра, авторской цели, способов
речевоговоздействия, типа речи, логических структур текста, функционального стиля,
сферы и ситуацииобщения.
Общее представление об основных жанрах разных стилей.
Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей. Устный
рассказ назаданную тему. Непринужденная беседа. Спор, дискуссия, полемика
(особенности жанра).
Информационные газетные жанры: хроника, заметка, репортаж, портретный очерк,
проблемнаястатья.
Деловые жанры. Заявление, протокол, отчет о работе.
Научные жанры: устный ответ, создание сообщения / доклада, конспекта, рецензии,
реферат,научно-исследовательский проект.
Языковые нормы в речи
Нормы,
обеспечивающие
правильность
в
речи
(орфоэпические,
акцентологические,словообразовательные,
лексические,
грамматические).
Их
использование в собственной речи иэтически корректная оценка в речи собеседника.
Нормы,
обеспечивающие
коммуникативную
целесообразность
речи
(точностьсловоупотребления, богатство и выразительность, ясность, стилистическая
корректность). Ихиспользование и самооценка в собственной речи (устной, письменной) и
оценка в речи (устной,письменно) партнера по общению. Осознанный выбор нормы.
Приемы выбора коммуникативно-целесообразных языковых / речевых
средств,обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурно-речевых норм
в тексте: ясность,точность, выразительность, богатство речи.
Речевой этикет
Нормативно ориентированный характер этикетных ситуаций общения: этикетная
ситуацияобщения, этикетный жанр и этапы его развертывания, этикетная формула,
этикетная ошибка, этикетная роль, этикетный сигнал, правила речевого и неречевого
этикета, выбор этикетной темы беседы.
Исторические и национальные особенности этикета.
Анализ этикетной ситуации как речевого события: учет психологического
состояния партнера, места и времени общения, искренности намерений и целей
собеседника и своих собственных, соотносимости речевых и этикетно-речевых средств
реализации этих намерений и целей,возможности соблюдения собственно этикетных
характеристик ситуации. Соотнесение этикетности и этикетно-речевых.
Виды упражнений / заданий, выполняемых учащимися в процессе обучения.
Выполнение творческой работы по созданию письменного монологического
текста: написаниесочинения на литературную или иную предметную тему; выполнение
творческого задания кизложению; написание текста доклада, научно-исследовательского
проекта.
Выполнение работы репродуктивного характера: передача содержания исходного
текста полно/ сжато в виде устного / письменного пересказа, письменного изложения;
составление плана, тезисов,конспекта.
Подбор аргументов к предложенному тезису / теме для создания письменного
текста.
Выбор композиционного решения текста.

Определение принадлежности текста к жанру, стилю, типу речи.
Целостный анализ текста.
Публичное выступление.
Совершенствование (редактирование) собственного / предложенного текста.
Участие в коммуникативных играх с целью выработки умений работать в команде.
Участие в речевых практикумах, имитирующих ситуации публичного выступления
(выступление, работа с вопросами), проведения беседы.
Выполнение заданий, формирующих коммуникативно-речевые умения активного
слушания, ознакомительного / аналитического чтения.
Участие в речевых практикумах, позволяющих моделировать свое речевое
поведение в ситуациях непосредственного общения.

3. Тематическое планирование
7 класс
Тема урока
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Раздел 1. Повторение изученного в 5–6-х классах.
Основы работы по созданию ситуативно уместного текста
Особенности описательных текстов
Раздел 2. Изобретение содержания повествования.
Общая характеристика повествовательного текста.
Смысловая цельность и ситуативная уместность повествования.
Смысловая модель «обстоятельства».
Повествование в различных сферах общения.
Раздел 3. Расположение материала в повествовании.
Классическая схема в повествовании.
Расположение материала в повествовательных текстах различных
стилей и жанров
Композиция текста и выражения авторского отношения к
происходящему
Раздел 4. Оформление повествовательного текста.
Грамматические средства оформления повествования.
Риторические средства оформления повествования.
Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром.
Раздел 5. Тексты, включающие различные типы речи.
Понятие о тексте, включающем разные типы речи
Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа.
Контрольная работа.
Риторические параметры повествовательного текста.
Раздел 6. Исполнение повествовательного текста.
Интонация как средство общения и воздействия.
Зрительное восприятие говорящего слушателями.
Раздел 7. Речевой этикет.
Этикетный жанр.
Этикетная ситуация. Этикетная формула.
Этикетная роль. Этикетные сигналы.
Этикетная тема беседы.
Повторение и обобщение изученного.
Итого часов:

Количество
часов
2
1
1
7
2
2
1
2
5
1
2
2
7
2
2
3
5
1
2
1
1
3
2
1
4
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».