Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117 Принято решением Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2024г. СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УД Суханова О.А. Заместитель директора по УД Вилачева Н.В. Приказ № 71 от 29.08.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русская речь» 5 класс 2024-2025 учебный год г. Екатеринбург, 2024 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русская речь» Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты должны отражать: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты должны отражать: 1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разным видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; справочной литературой; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыками анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты должны отражать: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Стили речи Выпускник научится: • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение. Выпускник научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения наеё решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение. Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы(в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: •создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо. Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст. Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана(простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка. Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного),публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; •выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке. Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. 2. Содержание учебного предмета Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения. Система работы по развитию связной речи учащихся 5—9 классов учитывает следующие положения. 1. Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учётом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»). 2. Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи. 3. Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка). 4. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесённость в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.). 5. Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения. Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трёх частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе Содержание данного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка вжизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, а так же при создании текста,при его восприятии и понимании. Языковая компетенция – обогащение словарного запаса, совершенствование грамматическогостроя речи, соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих правильность икоммуникативную целесообразность речи, выбор и использование языковых средств в соответствиис требованиями сферы общения, речевого и ситуативного контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на русском языке как формы выражения национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных ценностей,социальных приоритетов. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурногочеловека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли ичувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Общение и речь Ситуация общения: Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача. Виды общения.Общение вербальное и невербальное. Практическое использование жестов, мимики, поз, свойств голоса: устойчивости, полетности. Общение официальное и неофициальное. Общение контактное и дистантное. Коммуникативная помеха. Коммуникативный успех. Коммуникативные неудачи.Причины коммуникативных ошибок. Виды речевой деятельности Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в соответствии сситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя. Участие в диалоге. Выступлениес монологической речью. Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение, слушание, письмо, чтение.Овладение способами предъявления, восприятия и понимания информации в устном диалоге.Практическое владение способами предъявления, восприятия и понимания информации при работе сустным и письменным монологом. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приемами чтенияознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение приемов осмысления учебного текста. Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение способами иприемами слушания (нерефлексивного, рефлексивного). Вопросы и ответы на вопросы. Развернутый ответ. Говорение и письмо как виды речевой деятельности. Основы работы с текстом Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста. Основная мысль текста.Сохранение основной мысли. Микротема. Нахождение микротем в тексте. Анализ средств связи: лексических, морфологических. Приемы строения текста и развития основной мысли. Предъявлениеавторской позиции в тексте. Достижение адресности текста. Заголовок. План текста. Этапы созданиятекста: изобретение, расположение, выражение. Текст как источник и средство передачи информации. Иформационные структуры текста. Владение приемами восприятия, понимания и интерпретации текста в целях извлечения информациииз текста. Способы подачи информации в зависимости от предлагаемой ситуации и сферы общения.Модели разворачивания информации в тексте. Понятие о коммуникативной успешностивоздействующего текста. Творческое конструирование, создание монологического текста. Выстраивание логических,композиционных и выразительных структур текста. Анализ текста в информационно-смысловомаспекте. Работа с текстом на основе его интерпретации. Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки текстовой информации.Сокращение текста. План. Виды анализа.интерпретация авторского текста на основе его анализа исоздание собственных аналитических (вторичных) текстов. Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и понимания текста. Способы отбора информации на основе знания специфики ее источников, оснований доверия ивозможностей практического использования. Основные навыки пользования Интернетом как источником информации. Основные источники информации о регионе, способы работы с ними. Основания отбораинформации, необходимой для решения практических задач. Поиск информации, обеспечивающейуспешную адаптацию к условиям проживания в регионе. Коммуникативные цели и типы речи Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели описательного текста (топы «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление»»). Особенности использованиясмысловых моделей в тексте.расположение материала в описании. Оформление описательноготекста. Способы выражения авторской позиции. Общая характеристика повествовательного текста (топы «место», «время», «обстоятельства»). Особенности использования смысловых моделей втексте. Расположение материала в повествовании. Оформление повествовательного текста. Рольриторических фигур, способы выражения авторской позиции. Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в рассуждении.Объяснение и доказательство. Смысловые модели текста-рассуждения (топы «причина – следствие»,«пример – свидетельство»). Структура аргументации. Способы сохранения основной мысли. Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текста-рассуждения. Способывыражения авторской позиции. Способы диалогизации речи. Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к содержанию текста иавторской нравственной позиции (средства эмоциональной и рациональной оценки). Стили речи Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стилилитературного языка (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественнойлитературы. Основные сферы общения. Функциональные задачи речи: передача информации,общение, воздействие на читателя (слушателя). Освоение основных способов воздействия на читателя (слушателя): с помощью логическихаргументов, ярких фактов, с помощью художественных образов. Интонационные, лексические и синтаксические особенности текстов разных стилей. Взаимосвязи таких характеристик текста как функциональный стиль (определяет соотношениеэмоционального и рационального в тексте) и тип речи (определяет этапы и способы развитияавторской мысли): описание, повествование, рассуждение в разных стилях (сферах общения). Различия в процессе создания. Различная степень воздействия описаний, повествований ирассуждений, предназначенных для разных сфер общения и имеющих различные стилистическиехарактеристики. Средства выразительности в тексте Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения, авторских целей,принадлежности текста к типу речи, функциональному стилю и требований сферы общения. Выразительные средства устной речи, их использование в собственной устной речи. Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как стилистически сниженным средствамвыразительности. Фактологическая полнота и точность информации, наличие терминов, низкая степеньэмоциональности как специфические черты научных и деловых текстов. Научнопопулярный текст исредства его выразительности. Средства выразительности публицистических текстов: образная иэкспрессивная лексика, стилистический контраст, использование риторических фигур и тропов. Тропы и риторические фигуры в описаниях, повествованиях и рассуждениях, принадлежащих кразличным функциональным стилям языка. Осознанный выбор средств выразительности на этапе речевого оформления текста. Речевые жанры Понятие речевого жанра. Учет взаимосвязей жанра, авторской цели, способов речевоговоздействия, типа речи, логических структур текста, функционального стиля, сферы и ситуацииобщения. Общее представление об основных жанрах разных стилей. Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей. Устный рассказ назаданную тему. Непринужденная беседа. Спор, дискуссия, полемика (особенности жанра). Информационные газетные жанры: хроника, заметка, репортаж, портретный очерк, проблемнаястатья. Деловые жанры. Заявление, протокол, отчет о работе. Научные жанры: устный ответ, создание сообщения / доклада, конспекта, рецензии, реферат,научно-исследовательский проект. Языковые нормы в речи Нормы, обеспечивающие правильность в речи (орфоэпические, акцентологические,словообразовательные, лексические, грамматические). Их использование в собственной речи иэтически корректная оценка в речи собеседника. Нормы, обеспечивающие коммуникативную целесообразность речи (точностьсловоупотребления, богатство и выразительность, ясность, стилистическая корректность). Ихиспользование и самооценка в собственной речи (устной, письменной) и оценка в речи (устной,письменно) партнера по общению. Осознанный выбор нормы. Приемы выбора коммуникативно-целесообразных языковых / речевых средств,обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурно-речевых норм в тексте: ясность,точность, выразительность, богатство речи. Речевой этикет Нормативно ориентированный характер этикетных ситуаций общения: этикетная ситуацияобщения, этикетный жанр и этапы его развертывания, этикетная формула, этикетная ошибка, этикетная роль, этикетный сигнал, правила речевого и неречевого этикета, выбор этикетной темы беседы. Исторические и национальные особенности этикета. Анализ этикетной ситуации как речевого события: учет психологического состояния партнера, места и времени общения, искренности намерений и целей собеседника и своих собственных, соотносимости речевых и этикетно-речевых средств реализации этих намерений и целей,возможности соблюдения собственно этикетных характеристик ситуации. Соотнесение этикетности и этикетно-речевых. Виды упражнений / заданий, выполняемых учащимися в процессе обучения. Выполнение творческой работы по созданию письменного монологического текста: написаниесочинения на литературную или иную предметную тему; выполнение творческого задания кизложению; написание текста доклада, научно-исследовательского проекта. Выполнение работы репродуктивного характера: передача содержания исходного текста полно/ сжато в виде устного / письменного пересказа, письменного изложения; составление плана, тезисов,конспекта. Подбор аргументов к предложенному тезису / теме для создания письменного текста. Выбор композиционного решения текста. Определение принадлежности текста к жанру, стилю, типу речи. Целостный анализ текста. Публичное выступление. Совершенствование (редактирование) собственного / предложенного текста. Участие в коммуникативных играх с целью выработки умений работать в команде. Участие в речевых практикумах, имитирующих ситуации публичного выступления(выступление, работа с вопросами), проведения беседы. Выполнение заданий, формирующих коммуникативно-речевые умения активного слушания,ознакомительного / аналитического чтения. Участие в речевых практикумах, позволяющих моделировать свое речевое поведение в ситуациях непосредственного общения. 3. Тематическое планирование 5 класс № Тема урока Количество часов Раздел 1. Речь 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14-15 Для чего людям речь? Как различают формы речи? Что такое монолог? Как вести беседу? Раздел 2. Текст Что такое текст? Что значит писать и говорить на тему? Главное в тексте – идея, основная мысль Для чего нужен план? Как связать предложения в тексте? Учитесь выразительно читать. Раздел 3. Стили речи Разговорный стиль. Когда и где используется разговорный стиль? Книжный стиль. Знакомьтесь: научный стиль Книжный стиль. Художественный стиль 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 2 25-26 Раздел 4. Типы речи Как различают типы речи? Повествование. Повествовать – значит рассказывать Описание. Как описать предмет? Описание. Как описать животное? Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать Раздел 5. Расширяй свой словарь Наш помощник – толковый словарь 10 1 1 1 1 1 1 1 1 2 6 2 27-28 Для чего нужны синонимы и антонимы? 2 29-30 Почему мы так говорим? 2 31-32 33-34 Лексические средства связи предложений в тексте Повторение 2 2 Итого часов: 34 16. 17 18 19 20 21 22 23 24