Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117 Принято решением Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2024г. СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УД Суханова О.А. Заместитель директора по УД Вилачева Н.В. Приказ № 71 от 29.08.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Человек и общество» для обучающихся 11 класса г. Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа элективного курса по обществознанию на уровне среднего общего образования реализует принцип преемственности примерных рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Программа по элективному курсу составлена с учётом целей изучения курса обществознания, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и предназначена для учащихся 11 класса, ориентированных на прохождение ГИА в форме ЕГЭ. Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников при подготовке к единому государственному экзамену. В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Теоретический материал данного курса соответствует кодификатору элементов содержания по курсу обществознания, проверяемых в рамках ЕГЭ. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени и др. В процессе подготовки к ЕГЭ очень важно овладеть не только содержанием учебного курса, но и научиться ориентироваться в типах заданий, на основе которых выстраивается письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. В связи с этим в содержание включен блок «Разбор сложных заданий экзаменационной работы». Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Курс даст возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повысить степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями. Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются [Дата] ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Человек и общество» различные формы занятий: лекции, практикумы. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения. Отметки за элективный курс не выставляются. По темам планируется тестовый контроль, выполнение различных типов заданий. Преподаватель оценивает успешность выполнения, уровень усвоения материала. Самоконтроль необходим для сверки запланированного в индивидуальном плане и степень его выполнения, для того чтобы был очевиден результат обучающегося и возможность корректировки. Формы контроля: устный опрос, тестирование, познавательное задание. Итоговая оценка – зачет/незачет выставляется по окончании изучения курса, в форме пробного экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Человек и общество» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Цель курса: организация систематической, качественной, подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ. Задачи курса: • повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; • ознакомить обучающихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа; • повысить предметную компетентность обучающихся; • овладевать умениями и навыками решения типовых тестовых заданий изаданий повышенной и высокой сложности; • формировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий, правильно оформлять ответы; • формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена. [Дата] МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Человек и общество» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа элективного курса рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях. В соответствии с Учебным планом МАОУ ЦО «Развитие» он входит в предметную область «Курс по выбору» в части, формируемой участниками образовательного процесса. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 11 КЛАСС Содержание элективного курса по обществознанию «Человек в обществе» 11 кл. 34 ч. Введение. 1 ч. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 20232024 гг. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2023-2024 гг. Тема 2. Экономика. 4 ч. Экономические системы. Основные вопросы экономики. Традиционная, рыночная, плановая, смешанная экономические системы. Собственность. Формы собственности. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. Роль государства в экономике. Принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности. Организация производства общественных благ. Защита конкуренции. Обеспечение социальных гарантий населению. Смягчение последствий кризисов. [Дата] Тема 1. Общество. 7 ч. Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Общие черты и черты различия человека и животного. Характеристики индивида, личности. Задатки и способности, их виды. Потребности и их виды. Личность: формирование и развитие. Системное строение общества. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Подсистемы. Общественные отношения. Социальные институты. Основные институты общества. Понятие, функции основных социальныхинститутов. Понятие культуры. Формы и разновидности, духовная культура. Материальная и духовная; элитарная, массовая, народная культура. Институты культуры и их функции. Многовариантность общественного развития. Признаки аграрного, индустриального, информационного обществ. Процессы глобализации. Угрозы 21 века (глобальные проблемы). Экологическая, демографическая, «Север-Юг», проблема развязывания новой мировой войны и др. Налоги. Понятие и примеры прямых и косвенных налогов. Системы налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и сборов в РФ: федеральные, региональные, местные. Государственный бюджет. Статьи дохода и расхода. Уровни государственного бюджета РФ. Функции государственного бюджета. Профицит и дефицит государственного бюджета. Тема 4. Политика. Право. 10 ч. Государство: его функции. Понятие, признаки, функции государства. Формы государства (формы правления, формы государственнотерриториального устройства, политические режимы). Органы государственной власти в РФ. Федеральное собрание РФ: его структура и полномочия каждой палаты. Правительство РФ и его компетенции. Полномочия Президента РФ. Федеративное устройство РФ. Принципы Федеративного устройства. Разделение полномочий между федеральным центром м субъектами. Конституция РФ. Права и свободы граждан (на основе Конституции РФ). Основы конституционного устройства. Имущественные и неимущественные права. Понятие и объекты имущественных прав. Личные неимущественные права. Нематериальные блага. Способы защиты гражданских прав. Порядок приема на работу. Права и обязанности работника. Права и обязанности работодателя. Заключение и расторжение трудового договора. Дисциплинарные взыскания. Основания для расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака: родство и брак, условия заключения брака, режим имущества супругов, прекращение брака. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Задача и структура правоохранительных органов РФ. Судебная система. Судебная система РФ. Тема 5. Разбор сложных заданий экзаменационной работы. 8 ч. [Дата] Тема 3. Социальная сфера. 5 ч. Социальные группы. Социальные группы, выделяемые по разным основаниям. Виды социальных норм. Признаки социальных норм и их виды (эстетические, политические, религиозные и др.). Семья и брак. Типы семей в зависимости от численного состава: нуклеарные и расширенные; типы семей по характеру распределения домашних обязанностей: патриархальные (традиционные) и демократические (партнерские, эгалитарные). Отклоняющееся поведение и его типы. Позитивное и негативное отклонение. Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения (преступность,алкоголизм, наркомания и др.). Социализация индивида. Социализация и ее этапы. Агенты социализации. [Дата] Разбор трудных типов заданий части 1. Основные модели заданий первой части и проверяемые умения. Осуществление поиска социальной информации, представленной в разных знаковых системах. Применение социальноэкономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задачпо актуальным социальным проблемам. Знание основ конституционного строя РФ. Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах. Разбор трудных заданий части 2. Характеристика заданий части 2. Особенности заданий. Использование информации текста в другой познавательной ситуации. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Конкретизация примерами изученных теоретических положений. Анализ статистической и графической информации. Применение обществоведческих знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Индивидуальный план. Соотнесение образца плана с индивидуальным. Внесение корректив в индивидуальный план. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместнуюдеятельностьв интересах гражданского общества,участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями иназначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своемународу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: - осознание духовных ценностей российского народа; -сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение ксвоим родителям, созданию семьи на основе - осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народовРоссии; 7 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего идругих народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию 8 и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 9) эмоциональный интеллект: сформированность самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональноесостояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений; сформированность саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; сформированность внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли; сформированность эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; сформированность социальных навыков, включающих способность выстраивать отношенияс другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. 9 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать еевсесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации иобобщения социальных объектов, явлений и процессов; определять цели познавательнойдеятельности, задавать параметры и критерии ихдостижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях ипроцессах; вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального икомбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных. Базовые исследовательские действия: развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешенияпроблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненныхситуациях; выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знанияиз разных предметных областей; 10 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия: Осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать; значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуацийи смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать 11 соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы иаргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбиратьтематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия поее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результатпо разработанным критериям; предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результатыпо элективному курсу по обществознанию (базовый уровень): Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений • Выделять черты социальной сущности человека; • характеризовать особенности деятельности человека, определять отличия человекаот животного, индивида; • приводить примеры задатков, способностей, потребностей; • приводить примеры подсистем и социальных институтов; • объяснять роль социальных институтов, приводить примеры их функций; • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; • определять признаки типов обществ; • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида. Общество как сложная динамическая система • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 12 выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика • Определять виды и признаки экономических систем; • приводить примеры действия законов спроса и предложения; • раскрывать на примерах механизмы государственного регулированияэкономической жизни общества; • характеризовать налоговую систему РФ; • описывать бюджетную систему РФ; • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденцияхразвития современной рыночной экономики; • выделять объекты спроса и предложения на рынке; • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики. • Социальные отношения • Характеризовать социальные группы в обществе; • конкретизировать примерами виды социальных норм, определяя их признаки; • перечислять признаки, сравнивать типы семей; • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствияотклоняющегося поведения для человека и общества; • характеризовать социальные институты семьи и брака, типы семей; • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи. Политика • Характеризовать признаки, функции, формы государства; • перечислять функции ветвей власти на основе Конституции РФ; • характеризовать полномочия государственных органов власти; • перечислять принципы, разделение полномочий между Федеральным центром исубъектами РФ; • приводить примеры прав и свобод граждан на основе Конституции РФ. Правовое регулирование общественных отношений • Приводить примеры имущественных и неимущественных благ; • Перечислять способы защиты гражданских прав; • характеризовать условия заключения,изменения и расторжения трудовогодоговора; • перечислять порядок, условия заключения, расторжения брака: • приводить примеры прав и обязанностей налогоплательщика; 13 описывать структуру правоохранительных органов и судебной системы. извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Выпускник по обществознанию на базовом уровне получит возможность научиться Человек. Человек в системе общественных отношений • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,прогнозировать последствия принимаемых решений; • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебнойдеятельности и повседневной жизни; • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; • выявлять особенности социального познания; объяснять специфику взаимовлияния двухмиров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Экономика • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлятьпротиворечия рынка; • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; • давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. Социальные отношения • Анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальныхконфликтов; • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальныхконфликтов; • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническимобщностям и религиозным конфессиям; • • 14 • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи всовременном обществе; • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой наимеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения. Политика • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; • характеризовать особенности политического процесса в России. Правовое регулирование общественных отношений • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разныхсферах общественных отношений; • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозироватьпоследствия принимаемых решений; • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону. 15 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Демоверсия КИМ ЕГЭ по обществознанию. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по обществознанию. Котова О.А., Лискова Т.Е. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практика и диагностика: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А Котова, Т.Е Лискова — М.: Просвещение, 2017. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, АЮ. Лазебниковой. – 3е изд, перераб. - М: Просвещение, 2023. (Допущено Министерством просвещения РФ). Спецификация КИМ для проведения ЕГЭ по обществознанию. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций — М.: Просвещение, 2016. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Котова О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки: ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А Котова, Т.Е. Лискова — М.: Просвещение, 2023. Обществознание. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Лискова Т.Е., Котова О.А., Лазебникова А.Ю., Бажанов А.Е.- М.: Просвещение, 2023. Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2023. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека цифрового образовательного контента// Режим доступа:https://urok.apkpro.ru/Цифровой образовательный контент// Режим доступа:https://educont.ru/ Методические материалы – Единое содержание общего образования// Режим доступа:https://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/ Российская электронная школа// Режим доступа: https://resh.edu.ru/ 16 № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Тема 1. Общество. Тема 2. Экономика. Тема 3. Социальная сфера. Тема 4. Политика. Право. Тема 5. Разбор сложных заданий экзаменационнойработы. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Электрон (цифровы образоват ресурсы Контрольные Практ работы ически е работы 8 4 5 10 7 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 34 5 0