Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117 Принято решением Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2024 СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УД Суханова О.А. Заместитель директора по УД Вилачева Н.В. Приказ № 71 от 29.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 2024-2025 учебный год 11 класс г. Екатеринбург, 2024 Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса 1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ● ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; ● готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; ● готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): ● российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; ● воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: ● гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; ● признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; ● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: ● нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ● принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; ● развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: ● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; ● готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ● эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ● ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ● положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: ● уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, ● осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: ● физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 2. Метапредметные результаты освоения программы элективного курса: 1.Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: ● самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ● оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ● ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; ● сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: ● искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; ● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; ● выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; ● менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: ● осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; ● при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); ● координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; ● развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных(устных и письменных) языковых средств; ● распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3. Предметные результаты. Выпускник научится: ● использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; ● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ● осуществлять речевой самоконтроль; ● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; ● создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста Выпускник получит возможность научиться: ● распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; ● опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; ● осуществлять речевой самоконтроль; ● оценивая языковые явления с точки зрения нормативности; ● находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; ● применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11 класс (33 ч.) Раздел 1. «Вводный» Введение в элективный курс. Характеристика понятия «Современная грамматика» . Раздел 2. «Культура речи как специальная языковедческая дисциплина» Этапы становления и развития современного русского языка и культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, уместность, богатство речи. Раздел 3. «Правильность речи» Орфоэпические нормы. Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Акцентологические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Словообразовательные нормы. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением грамматических норм. Стилистические нормы. Социальный характер общения. Лексические и фразеологические нормы. Дискуссия «Речевой этикет и культура общения». Практическая работа по теме «Проявление вежливости как основная составляющая культуры общения». Раздел 4. «Точность словообразования» Нарушение лексической сочетаемости слов. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность). Речевые штампы, слова—сорняки. Раздел 5. «Язык и культура общения сегодня» Литературный язык и язык народа. Диалектные и профессиональные слова и их роль в литературном языке. Достоинства и недостатки языка современной молодежи. Употребление просторечий, вульгаризмов, жаргонизмов, нецензурной брани в речи современной молодежи и возможность избавления от этих слов. Правильность речи. Внутрисетевое общение. Богатство речи. Выразительность речи. Образность речи. Уместность речи. Конференция « Русский язык в умелых руках и опытных устах может творить чудеса Календарно-тематическое планирование 11 класс № Наименование разделов и тем Вводный (1 час) 1 Характеристика понятий «современный русский язык» и «культура речи» Культура речи как специальная языковедческая дисциплина (2 часа) 2 Этапы становления и развития современного русского языка и культуры речи 3 Коммуникативные качества речи. Правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, уместность, богатство речи Правильность речи (15 часов) 4-5 Орфоэпические нормы. 6 Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Акцентологические нормы. 7 Орфографические и пунктуационные нормы 8 Работа с текстами различных стилей. Комплексный анализ текста 9 Словообразовательные нормы 10 Грамматические нормы: морфологические и синтаксические 11 Задания № 5, 6,7. Работа с искажённым материалом. Составление алгоритма выполнения заданий 12 Стилистические нормы. Социальный характер общения 13 Комплексный и аспектный анализ текстов 14 Лексические и фразеологические нормы 15 Составление текстов с использованием фразеологизмов. 16 Дискуссия «Речевой этикет и культура общения» 17 Подготовка и защита мини-проектов «Речевой этикет и культура общения» 18 Практическая работа по теме «Проявление вежливости как основная составляющая культуры общения» Точность словоупотребления (3 часа) 19 Нарушение лексической сочетаемости слов 20 Плеоназм и тавтология (речевая избыточность) 21 Речевые штампы, слова—сорняки. Анализ речевых ошибок. Язык и культура общения сегодня (12 часов) 22 Литературный язык и язык народа 23 Диалектные и профессиональные слова и их роль в литературном языке 24 Достоинства и недостатки языка современной молодежи 25-26 Употребление просторечий, вульгаризмов, жаргонизмов, нецензурной брани в речи современной молодежи и возможность избавления от этих слов. 27 Правильность речи. Внутрисетевое общение 28 Задание № 26. Богатство речи 29-30 Выразительность речи Анализ эпизодов из произведений М.А.Булгакова, Ф.М.Достоевского Анализ стихотворений С. Есенина 31 Уместность речи. Дискуссия «Умный человек в речах познается» 32-33 Конференция «Русский язык в умелых руках и опытных устах может творить чудеса» Количеств о часов 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2