2024-2025 Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2024

СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 71 от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
2024-2025 учебный год
11 класс

г. Екатеринбург, 2024

Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса
1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
● ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
● готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
● готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
● российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
● воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
● гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
● признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
● нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
● принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
● развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой

природе, художественной культуре:
● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
● готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
● эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
● ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
● положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
● уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
● осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
● физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
2. Метапредметные результаты освоения программы элективного курса:

1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
● оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
● ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
● сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
● выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
● менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

● при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
● координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
● развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных(устных и письменных) языковых средств;
● распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
3. Предметные результаты.
Выпускник научится:
● использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
● осуществлять речевой самоконтроль;
● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов,
справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
● создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и
жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста
Выпускник получит возможность научиться:
● распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
● опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
● осуществлять речевой самоконтроль;
● оценивая языковые явления с точки зрения нормативности;
● находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и
исправлять их;
● применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 класс (33 ч.)
Раздел 1. «Вводный»
Введение в элективный курс. Характеристика понятия «Современная грамматика» .
Раздел 2. «Культура речи как специальная языковедческая дисциплина»
Этапы становления и развития современного русского языка и культуры
речи. Коммуникативные качества речи. Правильность, точность, чистота, логичность,
выразительность, уместность, богатство речи.
Раздел 3. «Правильность речи»
Орфоэпические нормы. Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию.
Акцентологические
нормы.
Орфографические
и
пунктуационные
нормы.
Словообразовательные нормы. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.
Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением грамматических норм.
Стилистические нормы. Социальный характер общения. Лексические и фразеологические
нормы. Дискуссия «Речевой этикет и культура общения». Практическая работа по теме
«Проявление вежливости как основная составляющая культуры общения».
Раздел 4. «Точность словообразования»
Нарушение лексической сочетаемости слов. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).
Речевые штампы, слова—сорняки.
Раздел 5. «Язык и культура общения сегодня»
Литературный язык и язык народа. Диалектные и профессиональные слова и их роль в
литературном языке. Достоинства и недостатки языка современной молодежи. Употребление
просторечий, вульгаризмов, жаргонизмов, нецензурной брани в речи современной молодежи и
возможность избавления от этих слов. Правильность речи. Внутрисетевое общение. Богатство
речи. Выразительность речи. Образность речи. Уместность речи. Конференция « Русский язык
в умелых руках и опытных устах может творить чудеса

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№

Наименование разделов и тем

Вводный (1 час)
1
Характеристика понятий «современный русский язык» и «культура
речи»
Культура речи как специальная языковедческая дисциплина (2 часа)
2
Этапы становления и развития современного русского языка и культуры
речи
3
Коммуникативные качества речи. Правильность, точность, чистота,
логичность, выразительность, уместность, богатство речи
Правильность речи (15 часов)
4-5
Орфоэпические нормы.
6
Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию.
Акцентологические нормы.
7
Орфографические и пунктуационные нормы
8
Работа с текстами различных стилей. Комплексный анализ текста
9
Словообразовательные нормы
10
Грамматические нормы: морфологические и синтаксические
11
Задания № 5, 6,7. Работа с искажённым материалом. Составление
алгоритма выполнения заданий
12
Стилистические нормы. Социальный характер общения
13
Комплексный и аспектный анализ текстов
14
Лексические и фразеологические нормы
15
Составление текстов с использованием фразеологизмов.
16
Дискуссия «Речевой этикет и культура общения»
17
Подготовка и защита мини-проектов «Речевой этикет и культура
общения»
18
Практическая работа по теме «Проявление вежливости как основная
составляющая культуры общения»
Точность словоупотребления (3 часа)
19
Нарушение лексической сочетаемости слов
20
Плеоназм и тавтология (речевая избыточность)
21
Речевые штампы, слова—сорняки. Анализ речевых ошибок.
Язык и культура общения сегодня (12 часов)
22
Литературный язык и язык народа
23
Диалектные и профессиональные слова и их роль в литературном языке
24
Достоинства и недостатки языка современной молодежи
25-26
Употребление просторечий, вульгаризмов, жаргонизмов, нецензурной
брани в речи современной молодежи и возможность избавления от этих
слов.
27
Правильность речи. Внутрисетевое общение
28
Задание № 26. Богатство речи
29-30
Выразительность речи
Анализ эпизодов из произведений М.А.Булгакова, Ф.М.Достоевского
Анализ стихотворений С. Есенина
31
Уместность речи. Дискуссия «Умный человек в речах познается»
32-33 Конференция «Русский язык в умелых руках и опытных устах может
творить чудеса»

Количеств
о часов
1

1
1

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2

1
1
2

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».