Учебный план АООП НОО ФГОС ОВЗ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.1 Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 117, для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата, вариант 6.1. разработан на основе Конвенции о правах ребёнка ООН, Федерального закона "Об образовании в российской Федерации и равноправных действующих пакетов документов, определяющих содержание образования: 1. Нормативно-правовая база. Нормативно - правовой акт Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Как реализуется Регламентирует получение образования обучающихся с ОВЗ Статья 19 Федерального закона от Регламентирует необходимые условия для 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной получения образования инвалидами защите инвалидов в Российской Федерации " Положение о психолого-медикопедагогической комиссии, утв. Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 Регламентирует деятельность ПМПК: 1. Выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии, и (или) отклонениями в поведении. 2. Проводить их комплексное обследование. 3.Готовить рекомендации для их обучения и воспитания. 4. Подтверждать, уточнять или изменять ранее данные рекомендации Письмо Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901-6 " О психологомедико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения" Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Организует работу ПМПК в школе Нормативные акты, которые устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов окружающей его среды и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Закрепляет санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания для обучающихся • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809). МАОУ СОШ № 117 учитывает при составлении АООП для обучающихся с ОВЗ основные задачи реализации содержания предметных областей и реализует инклюзивную форму обучения в классе совместно с учениками, которые не имеют особенностей в развитии, по тем же учебникам и в те же сроки Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 года № 1023 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654 Учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, учебные программы учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов), определяющая рекомендуемый объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.1, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 117, Протокол № 71 от 29 августа 2024 г.; ● Устав Муниципального общеобразовательного учреждения. Комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Основной документ, определяющий порядок функционирования образовательного учреждения Целевое назначение: реализация федерального государственного общеобразовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Условия реализации учебного плана Режим работы школы согласуется с СанПиН 2.1.3684-21 (утвержденным 28.01.2021). Настоящий учебный план определяет максимальный объем нагрузки для обучащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.1, в школе: - продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели (без учета дополнительных каникул), во 2-11 классах –34 учебные недели; - продолжительность учебной недели: в 1-4 классах – 5 дней; - продолжительность урока: для 1-ых классов – 35 минут – сентябрь – октябрь по 3 урока в день по 35 минут каждый, ноябрь – декабрь по 4 урока в день по 35 минут каждый, далее по 40 минут каждый и раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры (в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - СанПиН 2.1.3684-21); для 2-11 классов – 40 минут (в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - СанПиН 2.4.2.2821-10). - начало занятий в кружках и секциях – через 40 минут после окончания уроков. 2. Учебный год делится на 4 четверти с 1 по 4 класс. 3. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: 4. - для обучающихся 1 классов – не более 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры; - для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков. 5. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-3 классах – до 1,5 часов, в 4-5 классах – до 2 часов. Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса образовательного учреждения, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе. Обучение в школе ведется в одну смену. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4-х классах – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года (в феврале) дополнительные недельные каникулы. 3.Перспективный учебный план начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.1. 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого класс 21/693 23/782 23/782 23/782 3039 Количество часов Предметные области Учебные предметы Количество часов Классы I II Всего III IV 5/165 4/132 5/165 4/132 5/165 4/132 20/660 16/528 - 2/68 2/68 2/68 6/204 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский язык) Математика 5/165 4/132 4/132 4/132 4/132 4/132 16/528 Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 - - - 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура 4/135 4/135 4/135 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 Физическая культура 20/660 22/748 22/748 23/782 87/2938 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Математика Математика и конструирование и 1/33 1/34 1/34 3/135 Введение в информатик а информатику Русский язык и Риторика литературн ое чтение 1/33 1/34 1/34 3/135 Итого Максимально допустимая нагрузка 21/693 23/782 23/782 23/782 90/3039 Внеурочная деятельность Коррекционная работа Педагогическая коррекция 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Логопедическая коррекция 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Психологическая коррекция 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Максимально допустимая годовая 3/99 3/102 3/102 нагрузка Внеурочная деятельность Духовно-нравственное Социальное, общественно-полезная деятельность Максимально допустимая годовая нагрузка 3/102 12/1/405 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 2/66 2/68 2/68 2/68 4/270 Изучаемый предмет по части, формируемой участниками образовательных отношений* зависит от класса, где учится обучающийся. Особенности учебного плана начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.1 Учебный план, реализующий адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает введение и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ. Учебный план определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования; распределяет время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В процессе освоения образовательных программ при реализации учебного плана формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: - закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - формируются универсальные учебные действия; - развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; - формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности; - приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - формирование готовности к продолжению образования на последующих уровнях общего образования; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В 1-4х классах Учебный план представлен предметными областями: «Русский язык и литературное чтение»; «Иностранный язык»; «Математика и информатика»; «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»; «Основы религиозных культур и светской этики»; «Искусство»; «Технология»; «Физическая культура». Особенности учебных предметов Учебного плана начального общего образования В соответствии с Примерным учебным планом Учебный план МАОУ СОШ № 117 для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Построение системы направлено на реализацию системнодеятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС НОО. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение», которые направлены на формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Ведущее место учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. В системе предметов начальной школы русский язык направлен на реализацию двух основных целей: познавательной (ознакомление с основными положениями науки и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся) и социокультурной (формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). Начальным этапом изучения русского языка является Обучение грамоте, которое направлено на коммуникативно-познавательное и духовно-нравственное развитие школьника. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение». После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативнопознавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст. Содержание предметов обязательной части направлено на достижение следующих результатов: Русский язык 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с чтением. Эти два предмета представляют собой единый курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. В первых-четвёртых классах на изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю. Литературное чтение. Успешность освоения предмета «Литературное чтение» обеспечивает результативность обучения по другим предметам начального общего образования. Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих результатов: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 2) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать иоценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» выделено 4 часа в неделю. Со второго класса начинается изучение английского языка (2 часа в неделю), который входит в предметную область «Иностранный язык». В результате изучения иностранного языка на уровне начального общего образования у обучающихся формируются первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Целями изучения предмета являются: 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. При проведении учебных занятий по иностранному языку при наполняемости класса 25 и более человек осуществляется деление обучающихся на две группы. Образовательная область «Математика и информатика» представлена в учебном плане предметом: «Математика». На изучение предмета «Математика» в 1-4 классах отведено 4 часа в неделю. В результате освоения курса математики на основе деятельностного подхода, положенного в основу программы, у обучающихся формируется: ● освоение начальных умений проектной деятельности; ● умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера; ● освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ● способность к использованию знаково-символических средств математического языка для описания и исследования окружающего мира и как базы компьютерной грамотности; формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений), развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления. ● начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний; ● освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания; ● умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Изучение математики направлено на: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; и овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предметная область «Обществознание и естествознание» реализуется через учебный предмет «Окружающий мир». Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на понимание учащимися особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения, освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. На освоение данного курса отводится 2 часа в неделю. Результатами освоения являются: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Курс ОРКСЭ, направленный на духовно-нравственное воспитание личности ребенка, формирование и развитие гражданско- патриотических качеств личности, самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве, реализуется в 4 классах. Изучение предмета проводится в соответствии с программой в количестве 1 часа в неделю. Родители (законные представители) обучающихся 3-х классов были ознакомлены с содержанием всех шести модулей на родительских собраниях. Выбор изучаемого модуля осуществляется на основе заявления родителей (законных представителей). Результатами изучения учебного предмета являются: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Предметная область «Искусство» реализуется через предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение курса «Музыка» в начальной школе согласно учебному плану отведен один час в неделю. В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности. В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Учебный предмет «Изобразительное искусство» преподаётся в 1-4 классах по 1 часу в неделю. Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология)». На изучение данного курса отводится 1 час в неделю. Предмет «Труд (технология)» обеспечивает получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека, приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приѐмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности, использование приобретѐнных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач. В результате изучения курса «Труд (технология)» обучающиеся на уровне начального общего образования получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека. В ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Результатами изучения предмета являются: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура» и полностью реализуется по 2 часа в неделю. Занятия по физической культуре направлены на формирование первоначальных представлений о значении физической культуры, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием. Целями изучения предмета являются: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предусматривает учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов (русский язык, математика, введение в информатику); учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. С целью подготовки к углубленному изучению предметов на уровне основного общего образования созданы равные условия, удовлетворяющие запросы родителей (законных представителей). Ориентируясь на результаты анкетирования и опросов, часть формируемая участниками образовательных отношений используется в качестве углубления(расширения) содержания учебных предметов: математики и информатики, русского языка. В 1-3 классах часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений направлена на расширение предметных областей «Математика и информатика», целью проявления интереса к предметам и носит пропедевтический характер. Часть, формируемую участниками образовательных отношений, введён курс по развитию речи «Риторика». Центральное место в программе курса занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. «Математика» (для 1-3 классов). Для реализации дополнительной (расширенной) подготовки по математике на уровне начального общего образования и с целью подготовки к углубленному изучению математики на уровне основного общего образования в учебном плане часть, формируемую участниками образовательных отношений, введён учебный предмет «Математика и конструирование». Данный предмет носит пропедевтический характер, направлен на расширение и углубление содержания учебного предмета. Основная цель предмета «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы дать детям начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений. Для реализации дополнительной (расширенной) подготовки по информатике. В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, введен предмет «Введение в информатику». Курс позволяет освоить важные фрагменты математических основ информатики в наглядной графической и телесной форме, развить общие мыслительнокоммуникативные способности ребенка, получить информационно-технологические умения при работе с компьютером, сформировать общеучебные навыки. В других классах основное содержание работы по формированию ИКТ- компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов: ● «Русский язык»: различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. ● «Литературное чтение»: работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете. ● «Иностранный язык». Создание небольшого текста на компьютере. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов. ● «Математика и информатика». Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов. ● «Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты. ● «Труд (технология)». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. ● «Искусство». Знакомство с простыми графическими редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Все программы строятся в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности, индивидуализации. Таким образом, при составлении учебного плана были учтены образовательные потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), а также условия образовательного учреждения и возможности кадрового потенциала. Учебный план способствует повышению качества образовательной подготовки, создает необходимые условия для самоопределения обучающихся. Внеурочная деятельность вынесена за пределы Учебного плана, поскольку время, отводимое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимальной недельной учебной нагрузки учащихся и формы ее осуществления вариативны. Начальное общее образование обеспечивает функциональную грамотность для получения учащимися основного общего образования. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 4 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. В МАОУ СОШ № 117 на эту работу отведено 4 часа. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание, осуществляется исходя из психофизических и речевых особенностей обучающихся с НОДА на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники Организации (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.), так же и медицинские работники. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО обучающихся с ОВЗ. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 7 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционных занятий. Для развития потенциала тех обучающихся с НОДА, которые в силу особенностей речевого развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).