ОГЛАВЛЕНИЕ Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) ОГЛАВЛЕНИЕ 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) 8 2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка 8 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования11 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 15 2.2. Содержательный раздел 18 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы 19 2.3. Организационный раздел 21 2.3.1. Учебный план 22 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 23 3.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 31 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней обещобразовательной школой № 117 (далее- ОУ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной основнойобщеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют: ● Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); ● Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; ● Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; ● Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ; ● Устав образовательной организации. 3 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей 1: - обязательной части, - части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования для обучающихся с НОДА. В структуре адаптированной программы представлены: 1.Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования. 3. Содержание образования: - Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (календарный учебный график). - Рабочие программы учебных предметов, включена в ООП НОО. - Программа духовно-нравственного развития. - Программы коррекционных курсов, являются приложением к данной программе. - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования. - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности, включена в ООП НОО. 4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. 5. Условия реализации ООП: - кадровые условия, 1 Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 4 - финансово-экономические условия, - материально-технические условия. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детейс НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). 5 Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение практической как процесс деятельности организации обучающихся, познавательной обеспечивающий и предметно- овладение ими содержания образования. АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого ● характера; прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной ● деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению ● нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития ● обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:- принципы государственной политики РФ в области образования2 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 6 2 - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; - принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. 7 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) 2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах3. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. 3 Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 8 Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. Принципы и подходы к формированию АООП НОО Представлены в разделе 1. Общие положения. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра). Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и 9 динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: ● обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; ● обучения необходимо использование специальных методов, приёмов и средств (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; ● индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; ● обеспечение особой пространственной образовательной среды; 10 и временной организации Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно- педагогическую помощь. 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО 4. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося. 1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению«Медицинская коррекция и реабилитация »: - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.). 4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО). 11 - Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде. - Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту. - Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности. - Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении. - Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:«Психологическая коррекция познавательных процессов» - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. 12 - Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. - Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению«Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: - Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. - Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. - Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. - Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:«Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: - Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. - Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: 13 - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. - Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. - Автоматизация поставленных звуков. - Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению«Коррекция нарушений чтения и письма»: - Умение чтения разных слогов. - Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки. -Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. - Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. - Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. - Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться Программе рекомендациями, зафиксированными Реабилитации ребенка-инвалида психолого-педагогической реабилитации», (ИПР) в в разделе: «Мероприятия выдаваемой государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы. 14 Индивидуальной федеральными 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Система оценки достижения планируемых результатов (далее — система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного «Положения об оценке образовательных достижений обучающихся». Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. 15 Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. Эти требования конкретизированы в разделе «Общая характеристика планируемых результатов освоения основной образовательной программы» настоящего документа. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: стартовую педагогическую диагностику; текущую и тематическую оценку; портфолио; психолого-педагогическое наблюдение; внутришкольный мониторинг образовательных достижений. К внешним процедурам относятся: независимая оценка качества образования; мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. Особенности каждой из указанных процедур описаны в п. 1.1.2 Программы начального общего образования МАОУ СОШ № 117. В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. 16 Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём: оценки предметных и метапредметных результатов; использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ; использования форм работы, обеспечивающих возможность включения младших школьников в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); использования мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием ИКТ (цифровых) технологий. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии: ● адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, 17 о насущно необходимом жизнеобеспечении; ● способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; ● владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; ● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); ● осмысление и дифференциация картины мира, ее временно- пространственной организации; ● осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1. ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии. 2.2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с НОДА, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО5 и представлена в Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ № 117 (Приказ № 107 от 29.08.2023г.), в данную программу включены рабочие программы предметов учебного плана, предметов, части формируемой участниками образовательных отношений, содержание курсов внеурочной деятельности. Структура АООП НОО включает программы коррекционной работы: курсы педагогической, логопедической, психологической разработаны отдельные программы. 5 Раздел III ФГОС НОО. 18 коррекции, по которым 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА соответствует структуре данного вида программы, представленной в ФГОС начального общего образования. Включает следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу: - медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); - психологическая коррекция познавательных процессов; - психологическая коррекция эмоциональных нарушений; - психологическая коррекция социально-психологических проявлений; - коррекция нарушений речи; - коррекция нарушений чтения и письма. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает: - помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; - работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; - поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. 19 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Учебный план Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса образовательного учреждения, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе. Обучение в школе ведется в одну смену. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4-х классах– 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года (в феврале) дополнительные недельные каникулы. Предметные области Учебные предметы Количество часов I II Всего III IV 5/165 5/165 20/660 Классы Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5/165 Литературное 4/132 4/132 4/132 4/132 16/528 - 2/68 2/68 2/68 6/204 4/132 4/132 4/132 4/132 16/528 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 5/165 чтение Иностранный язык Иностранный язык (английский язык) Математика и информатика Математика Обществознание Окружающий мир и естествознание (Окружающий мир) 20 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики Искусство - - - 1/34 Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 Изобразительное 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 4/135 4/135 искусство Технология Труд (технология) 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Физическая культура Физическая культура 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 20/660 22/748 22/748 23/782 Итого 87/2938 Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Математика и информатик а Математика и Русский язык и - - - - - Введение в информатику 1/33 1/34 1/34 - 3/135 Риторика - - - - - 1/33 1/34 1/34 - 3/135 23/782 23/782 конструирование литературн ое чтение Итого Максимально допустимая нагрузка 21/693 23/782 90/3039 Внеурочная деятельность Коррекционная работа Педагогическая коррекция 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Логопедическая коррекция 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Психологическая коррекция 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 Максимально допустимая годовая нагрузка Внеурочная деятельность 21 Духовно-нравственное Социальное, общественно-полезная 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 2/66 2/68 2/68 2/68 4/270 деятельность Максимально допустимая годовая нагрузка Учебный план, реализующий адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает введение и реализацию требований ФГОС НОО. Учебный план определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования; распределяет время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В процессе освоения образовательных программ при реализации учебного плана формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; формируются универсальные учебные действия; развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: 22 формирование гражданской идентичности; приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; формирование готовности к продолжению образования на последующих уровнях общего образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. 23 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Кадровые условия Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с квалификационным НОДА, для каждой характеристикам по занимаемой должности соответствующей соответствует должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации – также квалификационной категории. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА. Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу начального общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), имеют высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки: – получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); – получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности «Начальное образование»; – получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы (вариант 6.1.), имеют высшее профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе соответствующей направленности. 24 Все специалисты проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца. Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку либо получить образование в области коррекционной педагогики, подтвержденные документом соответствующего образца. При необходимости в процесс реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА образовательная организация может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8Закона. Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных ограниченными профессионального условий возможностями образования получения здоровья, образования обеспечения педагогическим 25 обучающимися с дополнительного работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для бучающихся с НОДА должны: – обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта; – обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; – отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансирование реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с НОДА должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Структура расходов на образование включает: – образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы; – сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации, в случае необходимости; – консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка; – обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом. Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, 26 по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Материально-технические условия Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Либо обучение ребёнка может осущетвляться на дому, в соответствии с рекомендациями ТПМПК. Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение6. 6 Часть2 статьи13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598; 2013, №19, ст.2326) 27 Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. 7 Для реализации несколькими организациями основной образовательной программы для обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия. Такие организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы. В организациях, осуществляющих реализацию основной образовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. Материально-технические образовательной программы условия реализации начального общего адаптированной образования основной обечпечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение: – санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); – санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); – социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); – пожарной и электробезопасности; 7 Часть1 статьи13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598; 2013, №19, ст.2326) 28 – требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; – возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения 8. Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к: – участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); – зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех помещениях осуществления здания, необходимый образовательного набор и размещение процесса на ступени помещений начального для общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); – помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); – помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; – помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, роботехникой, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками, – актовому залу; 8 Статьи 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24ноября 1995г. №181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234) 29 – спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию; – помещениям для медицинского персонала; – мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; – расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна быть отражена специфика требований к: – организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА; – организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно; – техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии). 30 3.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Кадровые условия Кадровое обеспечение– характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с НОДА в системе школьного образования. Образовательная организация, реализующая обучающихся с программу НОДА, должна начального быть общего образования укомплектована для педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики, подтвержденные сертификатом установленного образца. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8Закона. Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных 31 технологий, специальных ограниченными условий возможностями профессионального образования получения здоровья, образования обучающимися обеспечения педагогическим с дополнительного работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Материально-технические условия Важным условием реализации основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные 32 двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение9. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. 10 Для реализации несколькими организациями основной образовательной программы для обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия. Такие организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы. В организациях, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. Материально-технические условия 9 реализации адаптированной основной Часть2 статьи13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598; 2013, №19, ст.2326) 10 Часть1 статьи13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598; 2013, №19, ст.2326) 33 общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение: – санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); – санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); – социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); – пожарной и электробезопасности; – требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; – возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения 11. Материально-техническая база реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с НОДА должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к: – участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); – зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех помещениях осуществления здания, необходимый образовательного набор и размещение процесса на ступени помещений начального для общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна 11 Статьи 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24ноября 1995г. №181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234) 34 обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); – помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); – помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; – помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, роботехникой, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками, – актовому залу; – спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию; – помещениям для медицинского персонала; – мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; – расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна быть отражена специфика требований к: – организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА; – организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно; 35 – техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии); – специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта. Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы варианта 6.1. для детей с НОДА предусматривает использование специальных, учитывающих особенности их психофизического развития и особые образовательные потребности, учебников в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с НОДА. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) ребенка с НОДА. Для организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования детей с НОДА и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. 36