2025-2026 Рабочая программа Правовые вопросы общества 10 класс

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117

Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 27.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 80-ОД от 27.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Правовые вопросы общества».
для обучающихся 10 классов
2025-2026 учебный год

Составитель:
Учитель истории и обществознания
Шилов С.В.

г.Екатеринбург,2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательно- го
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебники:
Рабочая программа по праву для 10-11 класса составлена на основе методических рекомендаций по составлению рабочей программы по Праву к учебнику Боголюбов Л.Н., Лукашева
Е.А. «Право. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни.», Просвещение, 2020

Общая характеристика учебного предмета
Место предмета в базисном учебном плане
Место программы в образовательном процессе.
Федеральный профильный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 68 часа для изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего
(полного) общего образования 10-11 класс на профильном уровне, из расчета 1 учебный час в
неделю.
Рабочая программа разработан в соответствии с требованиями нормативных документов:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115;
• санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ № 81 от 28.09.2020г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
• санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к условиям к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
• Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России от 20.05.2020г. № 254;
• Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016г. № 699;
• Рекомендаций МО РФ «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» от 25.05.15г., №08-761;
Перечень реализуемых основных образовательных программ

• Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
• Иные локальные акты ОУ, регламентирующие образовательную деятельность
школы.
Цели и задачи курса:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные
законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым
ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Планируемые результаты освоения предмета:
Требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы
среднего (полного) общего образования по курсу ≪Право≫ определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной

образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву.
Содержание и критерии оценки определяются планируемыми результатами, разрабатываемыми на федеральном уровне и конкретизирующими требования стандарта
к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полно- го)
общего образования для предмета ≪Право≫ (базовый уровень).
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также раличных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
базовый уровень
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции
Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об
основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,
правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской
Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации,
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях;
Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах
по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Планируемые результаты освоения обучающимися
курса ≪Право≫ должны:
1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения предмета;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебного предмета ≪Право≫, программ внеурочной деятельности, программ
воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву в соответствии с требованиями стандарта. Структура и содержание планируемых результатов
освоения курса должны отражать требования стандарта, специфику образовательного
процесса (в частности, специфику целей изучения предмета ≪Право≫), соответствовать
возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
по предмету ≪Право≫ должны уточнять и конкретизировать общее понимание лич-

ностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Достижение обучающимися планируемых результатов в итоге освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву определяется по завершении обучения. Освоение обучающимися основной образовательной
программы среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.
Предметом государственной (итоговой) аттестации выпускников является достижение ими предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с планируемыми результатами.
Оценка направлена на выявление способности выпускников к решению учебнопрактических и учебно-познавательных задач, а также на определение уровня сформированности навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности. Достижение
личностных результатов (ценностные ориентации обучающихся и индивидуальные личностные характеристики) итоговой аттестации не подлежит.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся по предмету ≪Право≫
осуществляется в рамках Единого государственного экзамена и (или) государственного
выпускного экзамена по предмету ≪Обществознание≫. Государственная (итоговая)
аттестация обучающихся проводится в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, устанавливаемой федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Технологии и методы обучения
В качестве технологии обучения, по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются
частные методы следующих педтехнологий:
▪ технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный
материал, анализировать проблемы современности);
▪ технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
▪ технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
▪ метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
▪ теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование
самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются
следующие общие формы обучения:
▪ индивидуальная (консультации);
▪ групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

▪ фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
▪ парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления
взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение
задач разной сложности; практикум, рассказ.
Формы контроля
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Система оценивания:
Так как большинство заданий проверочных и контрольных работы по обществознанию сформулированы в формате заданий ЕГЭ, система оценивания опирается на
Спецификацию ЕГЭ по обществознанию в текущем году - http://fipi.ru/ege-i-gve11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Содержание курса «ПРАВО»
10 класс (34 ч)
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)
Введение: Роль права в жизни человека и общества
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая,
психологическая, расовая, материалистическая*2.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозносимволического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра
I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления
и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные
законы России.
/Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса
РФ и др.

ТЕМА 2. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления,
форма государственного устройства, политический режим*.
Понятие права. Право в системе социальных норм. Система права. Система российского
права. Законодательство. Законотворческий процесс в России. Отрасли и институты права.
Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации
(источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права*.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека*.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
ТЕМА 3. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма*.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и
ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его
права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое
действие Конституции РФ*.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма*.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав
и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности*.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической
традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и
вступления в силу законов Российской Федерации*.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия
Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Структура и формирование местного самоуправления*.
Тема 4. Права человека
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. По-ложения
философии прав человека*.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах
человека. Виды международных документов о правах человека*. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданство в Российской Федерации. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей.
Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции
невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии*. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и
ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или
через посредство избранных представителей*.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Право на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические пра- вонарушения.
Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых.
Право на образование. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания
дополнительных платных образовательных услуг.
Право участвовать в культурной и научной жизни общества*.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка*.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов.
Избирательное законодательство*.
Тема 5. Избирательное право
Избирательная система и избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажо- ритарная, пропорциональная, смешанная.

№

Тема

Количество
часов

1
2

Количество
контрольных работ
1

Введение
1
«Из истории госу10
дарства и права»
Вопросы теории го3
5
1
сударства и права
4
Конституционное
9
1
право
5
Права человека
8
1
6
Избирательное
1
право
7
Повторение
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование скорректировано с учетом годового ка- лендарного графика и праздничных дней и
соответствует 34 часам
Календарно-тематическое планирование 2025 – 2026 учебный год

10 класс 34 часа, 1 час в неделю
№

Дата
Пла
н

1

2

3

4

Тема

Содержание урока

Планируемый результат

Виды деятельности

Формирование
ИКТ-компетентности

Д/з

Составить таблицу «Теории происхождения государства»

презентации

§1

Фак
т
Курс «Право», его Вводный урок. Знаструктура и особен- комство с курсом
«Право»
ность
Раздел 1 «Из истории государства и права» - 20 часов
Происхождение го- Теории происхождеОбъяснять связь
ние
государства.
Патсударства и права
государства
и
риархальная теория,
права. Называть и
теория договоров, теохарактеризовать
рия насилия, психолотеории происхожгическая теория, мадения государства
териалистическая теория и их представители
Знать основные
Право
древнего Кодекс царя Хаммурапи. Законы древнего
положения урока.
мира
востока, законы ДревОбъяснять,
что
ней Греции и Рима,
представляют соЕвропейское и римбой древнейшие
ское право
правовые кодексы
Право средневеко- Особенности среднеЗнать основные
векового
права.
Взавой Европы
положения темы
имоотношения средневекового права и
церкви

Работа с документами

§2 вопросы

Решение познавательных, работа
с документами

§3

5

6

7

8

9

Становление права Основные черты буржуазного права. ВсеНового времени
общая
декларация
прав человека. Основное содержание Конституции США
Развитие права в Факторы, влияющие
России в IX – нача- на процесс становление права в Русском
ле XIX в.
государстве. Роль православия в развитии
правовой
системы.
Памятники государственно-правовой
мысли Руси - России
Российское право в Политико-правовые
воззрения
декабриXIX – XX в.
стов. Проекты политических и правовых
реформ времен правления Александра I.
Различия
воззрения
славянофилов и западников на историю российского государства
и права
Российское право Изменения в российском законодательстве
1905-1917гг
после первой Российской революции
Советское право в Сущность диктатуры
1917-1953 гг
пролетариата В.И. Ле-

Знать основные Работа с докуменположения урока тами,
решение
познавательных
задач

§4

Знать основные
положения урока.
Объяснять факторы, влияющие
на процесс становления права в
Русском государстве.

Работа с документами.
Решение
познавательных
задач.

§5

Знать основные Опрос. Письменположения разде- ные задания
ла

§6

Отследить изме- опрос
нения в формах
государства и в
системе права
Знать основные Составить словаположения урока. рик темы

§6

§7

10

11

12

13

14

Советское право в
1954 – 1991 гг.

нина. Революционное
правосознание. Нарушения законности в
нашей стране в 20-50
гг.
Конституция
1977
года, правозащитное,
диссидентское движение

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы.
Знать основные
положения раздела. Объяснять характер
изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой
области.
Знать основные
положения урока.

Современное рос- Основные цели реформ 90-х гг в России.
сийское право
Конституция РФ 1993
года и ее роль. Кодексы РФ.
Раздел 2. Вопросы теории государства и права (8 часов)
«ГосударГосударство,
его Понятие
Знать основные
ство», основные теопризнаки и формы
положения урока.
ретические подходы,
Уметь характерисуществующие в расзовать государсмотрении сущности
ства по форме.
государства. Формы
государства
Понятие права. Пра- Право, правовая норЗнать основные
вовая норма. Источ- ма, элементы системы
положения урока.
права.
Источники
ники права
права. Правовая норма
и ее структура. Виды
правовой нормы
Верховенство
за- Верховенство закона в
Знать основные

Работа с документами. Составить
кластер «Дисситентство»

§8

Работа с нормативными
документами

§9

Составить схему
«формы государства». Тест

презентации

§10

Составить словарик темы. Понятийный диктант

§11

Составить слова-

§13

правовом государстве.
Законность и порядок.
Разделение властей
Право и другие сфе- Право и мораль. Право
ры общества
и религия. Право и
О российской фи- политика. Право и эколософии права
номика. Право и культура. Идея естественного права в отечественной философии
права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы
права. Позитивизм.
Понятие естественного права. Право и верховное благо
Раздел 3. Конституционное право 18 часов
Понятие конститу- Конституционное (гоции, ее виды. Кон- сударственное) право
России, его принципы
ституционализм.
и источники. Конституционная
система.
Понятие конституционализма.
Конституции в Рос- Элементы конститусии. История при- ционного
нятия и общая ха- права в деятельности
рактеристика Кон- Земского собора. Обституции Россий- суждение вопроса даской Федерации.
рования стране конституции в начале XIX
в. Разработка конституции в царствование
кона. Законность и
правопорядок.

15

16

17

положения темы

рик темы. Схему
«Разделение властей»
Знать основные Составление табположения урока лиц

§14

Знать основные Работа с докуменположения урока тами. Опрос

§15

Знать основные Работа с докуменположения урока. тами

§16

18

Александра II. Манифест 17 октября 1905
г. Основные государственные законы Российской империи. Деятельность Государственной
думы.
Конституции
советского
периода,
их особенности. Конституционный и политический
кризис
начала 1990-х гг. Принятие
Конституции
РФ. Достоинства и
недостатки Основного
Закона
России.
Основы конститу- Содержание преамбуционного строя.
лы Конституции РФ.
Российская Федерация
—
демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Социальное государство.
Светское государство.
Человек, его права и
свободы —
высшая
ценность.
Многонациональный
народ России —
носитель суверенитета

Знать основные опрос
положения урока,
уметь анализировать текст основного закона РФ

§17

19

Гражданство в Российской Федерации

20

Федеративное
устройство России

и источник власти.
Субъекты осуществления государственной власти. Прямое
действие
Конституции РФ.
Гражданственность.
Понятие гражданства.
Гражданин. Источники законодательства о
гражданстве. Принципы гражданства
в РФ. Основания приобретения
гражданства.
Формы государственного устройства. Унитарное
государство.
Федерация.
Конфедерация. История государственного
устройства в
России. Россия — федеративное государство. Основы федеративного устройства по
Конституции
РФ.
Виды субъектов РФ.
Равенство субъектов
Федерации.
Целостность и
неприкосновенность
территории
Российской Федерации.

Знать основные Ситуационные
положения урока. задачи
Принципы гражданства РФ. Способы его получения

Знать основные Составить таблиположения урока. цу «Полномочия
Федерального собрания РФ»

§18

Работа с офици- §19
альным сайтом
Федерального
собрания РФ

21

.

Президент Российской
Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное законодательство и законы
субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее
субъектов. Проблема
сепаратизма
Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина. Компетенции и полномочия
Президента
РФ. Порядок избрания
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий
Президента РФ или
отрешения его от
должности. Россия — государство с
республиканской формой правления.
Парламент. Парламенты в европейской политической
традиции и в России.
Виды
парламентов.
Федеральное Собрание. Совет Федерации
и
Государственная
Дума, их

Знать основные опрос
положения урока.
Полномочия
главы государства

Работа с офици- §20
альным сайтом
Президента РФ

22

Законодательный
процесс в Российской Федерации

23

Правительство Российской Федерации.

состав и способы формирования. Комитеты
и комиссии
обеих палат. Функции
и предметы ведения
Совета Федерации и Государственной Думы.
Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права
законодательной инициативы. Законопроект,
его виды. Законодательный процесс, его
стадии. Порядок
принятия законов РФ
Государственной Думой, Советом
Федерации. Подписание и обнародование
законов Президентом
РФ. Официальное и
неофициальное опубликование законов.
Его состав и
порядок формирования. Аппарат Правительства РФ.
Функции Председателя Правительства РФ.
Направления
деятельности и полно-

Знать основные
положения урока.
Этапы
законотворческого процесса. Понимать
суть законотворческой инициативы.

Составить таблицу «Этапы законотворческого
процесса в РФ»

Знать основные Составить схему
положения урока «Функции правительства РФ»

Сайт Государ- §21
ственной Думы
РФ, законотворческая деятельность

24

мочия Правительства
РФ. Досрочное прекращение полномочий
Правительства
РФ.
Структура
органов
исполнительной
власти в РФ. Законотворческая и правотворческая
деятельность Правительства
РФ.
Судебная власть в Судебная
Российской Феде- система: федеральные
рации. Местное са- суды и суды субъектов
моуправление
РФ. Принципы судопроизводства.
Присяжные
заседатели.
Прокуратура РФ как
единая централизованная система. Функции
прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ.
Решение
вопросов
местного
значения.
Муниципальная
собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах
его
полномочий.
Структура и формирование местного самоуправления.
Раздел 4. Права человека (16 часов)

Знать основные тест
положения урока

§22

25

26

27

28

Права и свободы Правочеловека и гражда- вой и конституционнина
ный статус человека.
Содержание главы 2 Конституции РФ.
Конституционные свободы и права
человека. Обязанности
граждан России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные
Содержание Междудоговоры о правах народного билля о
человека
правах человека. Виды
международных документов о правах человека.
Гражданские права Равенство прав и свобод людей.
Право на жизнь. Запрет рабства и пыток.
Равенство перед
законом.
Принцип
презумпции невиновности. Право на
свободу
передвижения. Право на свободу
мысли, совести
и религии.
Политические права Право на свободу

Знать основные Составить таблиположения урока. цу «права и обяУметь анализиро- занности»
вать, делать выводы, отвечать на
вопросы

презентации

§23

Знать основные Работа с докуменположения урока. тами
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы
Знать основные Опрос,
положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы

§24

Знать

§26

основные Составить схему

§25

29

30

убеждений.
Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право
принимать участие в
управлении
своей
страной
непосредственно или через посредство
избранных
представителей.
Экономические, со- Право владеть имущециальные и куль- ством. Право на социтурные права
альное обеспечениеи
на осуществление прав
в экономической, социальной икультурной
областях. Право на
труд, на свободный
выбор
работы. Право на отдых. Право на образование. Право
участвовать в культурной и научной жизни
общества.
Право человека на Экология. Ухудшение
благоприятную
экологической ситуокружающую среду ации в мире и в нашей
стране. Экологическое
право. Экологические
права
человека. Экологические
преступления.
Природоохранитель-

положения урока. «политические
Уметь анализиро- права»
вать, делать выводы, отвечать на
вопросы

Знать основные опрос
положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы

§27

Знать основные опрос
положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы

§28

31

32

33

ное законодательство.
Права ребенка. На- Декларация прав рерушение прав чело- бенка. Конвенция о
правах ребенка. Геновека
цид, апартеид, расизм,
дискриминация национальных
меньшинств. Нарушения
прав человека в социально-экономической
области.
Защита прав чело- Международный мевека в мирное вре- ханизм в области замя, международная щиты прав человека.
зашита прав чело- Защита
века в условиях во- прав человека на наенного времени
циональном уровне.
Международное гуманитарное право.
Комбатанты. Военнопленные.
Военные
преступления. Военные
преступники.
Международный военный трибунал.
Раздел 5. Избирательное право (2 часа)
Избирательное
Активное избирательправо и избиратель- ное
ный процесс
право. Пассивное избирательное
право.
Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Основные

Знать основные Тест, работа с доположения урока. кументами
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы

Работа с интернет источниками

§29

Знать основные Анализ историположения урока. ческих источниУметь анализиро- ков
вать, делать выводы, отвечать на
вопросы

§30

Знать основные Ситуационные
положения урока. задачи
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы

§31

избирательные системы:
мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная. Избирательный процесс.
Этапы. Избирательная
кампания. Избирательные комиссии. Референдум. День голосования.
34

Итоговое повторение

Календарно-тематическое планирование 2025-2026 учебный год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А.
Лазебниковой А.Ю. Право.10 кл. Базовый и углублённый уровни - М.: Просвещение, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/for-teacher


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.