2025-2026 Рабочая программа Функциональная грамотность 6 класс

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №
117

Принято решением
Педагогического совета
Протокол № 1
от 27.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 80-ОД от 27.08.2025г. г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
«Функциональная
грамотность»
6 классы
2025-2026 учебный год

г. Екатеринбург, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
3
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Актуальность и назначение программы . . . . . . . . . . . . .
Варианты реализации программы
и формы проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Взаимосвязь с программой воспитания . . . . . . . . . . . . .
Особенности работы педагогов по программе . . . . . . . .

—
4
5
—
6

Содержание курса . . . . . . . . . . .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Содержание курса функциональной грамотности

11

Планируемые результаты освоения курса
..........................
Личностные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Метапредметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Предметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19
—
21
26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные
отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях,
а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных
сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный
выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО)
актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования,
заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное
предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений»1.
3

Курс создает условия для формирования функциональной
грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в
формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям
функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления.

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые
игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность
позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди
других людей. В целом реализация программы вносит вклад в
нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе
издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/),
материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся
для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще-

ние», а также разрабатываемые методические материалы в
помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу
всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает
объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного
развития школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через
вовлечение обучающихся в многообразную деятельность,
организованную в разных формах. Результатом работы в первую
очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во
время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу,
насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» представлено шестью мо- дулями, в число которых
входят
читательская
грамотность,
математическая
грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креатив- ное
мышление.

Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в
том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной
деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках
курса предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на
обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по
анализу и интерпретации содержащейся в тексте информа- ции, а
также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове- ренной
информации, что формирует умения оценивать надеж- ность
источника и достоверность информации, распознавать скрытые
коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции,
и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции
развития математического образования в Российской Федера- ции
и традиций российского образования, которые обеспечи- вают
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее
предметом являются фундаментальные структуры нашего мира:
пространственные формы и количественные отношения. Без
математических знаний затруднено понимание принципов
устройства и использования современной техники, восприятие
и интерпретация социальной, экономической, политической
информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять рас- четы
и составлять алгоритмы, применять формулы, использо- вать
приемы геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и
понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках
математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем,
так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее
формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного
процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Вопервых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной
деятельности форм проведения математических заня- тий:
практические занятия в аудитории и на местности, опрос и
изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой
возможностью
является
интеграция математического содержания с содержанием дру- гих
учебных предметов и образовательных областей. В данной
программе предлагается «проинтегрировать» математику с
финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную

мотивационную подпитку для изучения как математики,
так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в
рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере
определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании
PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками,
и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся
к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
6 научно объяснять явления;
6 демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
6 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей
степени, чем при изучении систематических учебных предме- тов,
регламентируется образовательным стандартом. Учебные
занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности
учащихся.

Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой
целью в модуль финансовой грамотности Программы включе- ны
разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и
«Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих
8

разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами
грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют
выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении
финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных
решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий
создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число
задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.

Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации,
устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования входит в программы
естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта:
глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление,
умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать
различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия
людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности
обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста
и познавательных интересов на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры,
применение знаний из социальных и естественных наук при
планировании своих действий и поступков и при оценке их
возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
9

Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления
обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, обществен- ное
развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от
создания нового знания и от способности его выразить и донести
до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям
достигать лучших результатов в преобразовании окру- жающей
действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь
возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мыш- ление
рассматривается как одна из составляющих функцио- нальной
грамотности,
характеризующей
способность
грамотно
пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с кото- рыми
современный человек встречается в различных реальных
ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и
совершенствовать идеи, направленные на поиск инновацион- ных
решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий
направлено на формирование у обучающихся общего понимания
особенностей креативного мышления. В ходе за- нятий
моделируются ситуации, в которых уместно и целесо- образно
применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креа- тивного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на
классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для
развития и совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно
в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях
в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются
задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях,
формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия
каждого года обучения используются для подведения итогов,
проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5—9 классов), включая и интегрированные занятия.
10

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДЛЯ 6 КЛАССОВ

6 класс
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки
до повести» (5 ч)
1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

2

Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по
читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои
интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям»

3

Человек и книга

4

Будущее (Человек и технический прогресс)

5

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)
1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Мои увлечения

Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
1

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
6 сюжеты, сценарии (ПС),
6 эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
6 проблемы экологии (СПр),
6 выдвижение гипотез (ЕНПр)

2

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные сюжеты.

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость
доработать идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1

В домашних делах: ремонт и обустройство дома

2

В общественной жизни: спорт

3

На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения

4

В профессиях: сельское хозяйство

Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
(4 ч)
1

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

2

Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

3

Заходим в Интернет: опасности для личных финансов

4

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
1

«Покупать, но по сторонам не зевать»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе
решать проблемы » (5 ч)
1

С чем могут быть связаны проблемы в общении

2

Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы
друга.
Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с
читательской грамотностью

3

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

4-5

Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (4 ч)
1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Наше здоровье

Итого : 34 часа
15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
6 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
6 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
6 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6 наличие мотивации к целенаправленной социально значи- мой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству;
6 проявление интереса к способам познания;
6 стремление к самоизменению;
6 сформированность внутренней позиции личности как осо- бого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом;
6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
6 установка на активное участие в решении практических за- дач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и раз- витие
необходимых умений;
6 осознанный выбор и построение индивидуальной траекто- рии
образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей;
6 активное участие в жизни семьи;
6 приобретение опыта успешного межличностного общения;
6

19

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах;
6 проявление уважения к людям любого труда и результатам
трудовой деятельности; бережного отношения к личному и
общественному имуществу;
6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
6 освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
6 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
6 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое
развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
6 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики;
6 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
6 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
6 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
6 активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей
среде; осознание своей роли как гражданина и потре- бителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической
и
социальной сред;
6

20

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
6

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по
трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными
действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
6 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
6 способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
6 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
6 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
6 способность к совместной деятельности;
6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
6

1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
21

— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
6 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
6 устанавливать существенный признак классификации, основания
6 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
6 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
6 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктив- ных
умозаключений, умозаключений по аналогии, форму- лировать
гипотезы о взаимосвязях;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мне- ние;
6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
6 оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
22

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
6 применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной
6 учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представ- ления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
6 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулирован- ным
самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
6

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
6
6
6

1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции
в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
23

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
6 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использова- нием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
6 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
6 принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
6 планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
6 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
6

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных
навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с уче- том
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
6 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результа- тов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
6 различать, называть и управлять собственными эмоциями
и эмоциями других;
6 выявлять и анализировать причины эмоций;
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
6 регулировать способ выражения эмоций;
6

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

25

4) принятие себя и других:
6 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
6 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
6 принимать себя и других, не осуждая;
6 открытость себе и другим;
6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных
действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков
личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го
поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:
6

6

6

6

26

понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме
темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанно- го
учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

6

6

анализ и оценивание собственных и чужих письменных
и устных речевых высказываний с точки зрения решения
коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способа- ми
(установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной
литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
6 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
6 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведе- ний (в том
числе с использованием методов смыслового чте- ния,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпрети- ровать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях
решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического
анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
6
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые
числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и
иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональны- ми
числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых
выражений; использовать калькулятор;
6
решать практико-ориентированные задачи, содержащие
зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена,
количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из
области управления личными и семейными финансами),
6

27

6

6

6

6

28

решать основные задачи на дроби и проценты, используя
арифметический и алгебраический способы, перебор всех
возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользовать- ся
основными единицами измерения: цены, массы; расстоя- ния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с
учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой
диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм,
инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол,
многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур,
примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства
изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме
углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
находить длины отрезков и расстояния непосредственным
измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерени- ям;
решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основныПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

6

6

6

ми метрическими единицами измерения длины, площади,
объема; выражать одни единицы величины через другие;
использовать алгебраическую терминологию и символику;
выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из
графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей;
переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или
системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Естествен- нонаучные предметы»:
6 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в
контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
6 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследова- ния,
соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
6 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
6 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ
в зависимости от их состава и строения, влияние веществ
и химических процессов на организм человека и окружаю- щую
природную среду;
6 умение использовать изученные биологические термины,
понятия, теории, законы и закономерности для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
6 сформированность представлений об экосистемах и значении
биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах,
стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

29

6

6

умение использовать приобретенные знания и навыки для
здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
умение характеризовать принципы действия технических
устройств промышленных технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
6 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
6 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной
жизни, их элементов и основных функций;
6 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе
направленные на определение качества жизни чело- века,
семьи и финансового благополучия;
6 формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накопле- нии
денежных средств, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
6 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
6 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
6 приобретение опыта использования полученных знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для
принятия рациональных финансовых решений в сфере
30

управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного
финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
6 освоение научных знаний, умений и способов действий,
специфических для соответствующей предметной области;
6 формирование предпосылок научного типа мышления;
6 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
6 способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и
инсценировки;
6 проявлять творческое воображение, изображать предметы и
явления;
6 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых
терминов, суждений, выражений и т.п.;
6 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в
области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
6 ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы,
схемы экспериментов, предложения по изобретательству.

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

31

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

6 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса.
1.

Введение

1

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные компетенции,
креативное мышление). Ожидания
каждого школьника
и группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов и
организации работы
в рамках программы.

53

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать
внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к
себе, окружающим
людям и жизни в
целом; Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,
осознанием важности образования на
протяжении всей

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы.

Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu.
ru/) Портал ФГБНУ
ИСРО РАО, Сетевой
комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования
функциональной грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.
ru/) Материалы из
пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение». Материалы
электронного образовательного ресурса
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)

54

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих
работах
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем,
Понятия «факт»,
2.
Нас ждет
1
«мнение»: работа со
путешествие (Пусловарной статьей.
тешествие
Приемы различения
фактов и мнений
по родной
в множественном
земле)
тексте

различая факты и мнения» (5 ч)
Устанавливать связи между событиями или утверждениями. Понимать
значение слова
или выражения на
основе контекста.
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или
нескольких текстах

Работа в группах

«Знакомьтесь: Тула»:
Открытый банк
заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.
ru)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

3.

Открываем тайны
планеты
(Изучение
планеты)

1

Языковые маркеры
предъявления фактов
и мнений в тексте:
работа со словарной
статьей. Приемы
различения фактов
и мнений в множественном тексте

Различать факты
и мнения с учетом
языковых маркеров. Устанавливать
связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные
отношения, отношения аргумент –
контраргумент,
тезис – пример,
сходство – различие и др.)

Самостоятельное выполнение работы с
последующим
обсуждение
ответов на
задания

«Континент-призрак»: открытый
банк заданий 2021
года (http://skiv.
instrao.ru)
«Розовые дельфины»: электронный
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

55

4.

Открываем мир
науки
(Человек
и природа)

1

Приемы распознавания фактов и мнений
в тексте-интервью,
в тексте-рекламе на
сайте.

Делать выводы на
основе интеграции информации
из разных частей
текста или разных
текстов. Сопоставлять факты
и мнения в тексте-интервью, в
тексте-рекламе на
сайте

Игра-расследование

«В переводе на человеческий»: открытый
банк заданий 2021
(http://skiv.instrao.
ru)

5.

По страницам
биографий
(Великие
люди

1

Приемы распознавания фактов и мнений
в тексте-аннотации
фильма, в тексте-интервью

Сопоставлять
факты и мнения в
тексте-аннотации
фильма, в тексте-интервью.

Работа в группах

«Люди, сделавшие
Землю круглой»:
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для

56

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

нашей
страны)

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

6.

Наши
поступки
(межличностные
взаимодействия)

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Делать выводы на
основе интеграции
информации из разных частей текста
или разных текстов.

1

Приемы распознавания фактов и мнений
в художественном
тексте. Фактические
ошибки как художественный прием
автора

Распознавать
факты и мнения
в художественном
тексте. Устанавливать скрытые связи
между событиями
или утверждениями
(причинно-следственные отношения)

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
общеобразоват. организаций. В 2-х ч.
Часть 1. – Москва,
Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021.
«Люди, сделавшие
Землю круглой.
Интервью», «Люди,
сделавшие Землю
круглой. Аннотация»,
«Люди, сделавшие
Землю круглой.
Перелеты»: электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/

Ролевая игра

«В новой школе»: открытый банк заданий
2021 года (http://skiv.
instrao.ru)
«Сельскохозяйственная газета»: электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч)
7.

Мои увлечения

1

Выполнение заданий
«Мир аквариума» и
«Зеркальное отражение»

Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в
парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.
ru) Естественно-научная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуски 1 и
2: учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под
ред. Г. С. Ковалё вой,
А. Ю. Пентина. —
М.; СПб.: Просвещение, 2021

8.

Растения и
животные
в нашей
жизни

2

Выполнение заданий
«Как растения пьют
воду» и «Понаблюдаем за тиграми»

Проведение простых
исследований и анализ их результатов.
Получение выводов
на основе интерпретации данных
(табличных, числовых), построение
рассуждений. Выдвижение и анализ
способов исследования вопросов.

Работа в парах
или группах.
Презентация
результатов
выполнения
заданий.

Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.
С. Ковалевой, А. Ю.
Пентина. — М.; СПб.:
Просвещение, 2020.
Портал РЭШ (https://
fg.resh.edu.ru)

9.

Загадочные
явления

2

Выполнение заданий Проведение простых Работа в парах
«Загадка магнитов» и исследований и ана- или группах.
«Вода на стеклах»
лиз их результатов. Презентация
результатов
исследования.

Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуски 2: учеб. пособие для общеоб-

57

58

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

разовательных
организаций / под
ред. Г. С. Ковалевой,
А. Ю. Пентина. –
М.; СПб.: Просвещение, 2021.
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.
ru)
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
12.

Креативность в
бытовых
и учебных
ситуациях:
Модели и
ситуации

1

Модели заданий:
– названия и заголовки;
– рисунки и формы,
что скрыто за рисунком?
– межличностные
отношения;
исследовательские
вопросы.

Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста
с целью выделения
главного. Совместная деятельность
по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей
и обсуждение различных способов
проявления креативности в ситуациях:
– создания названий и заголовков.

Работа в парах и малых
группах над
различными
комплексными
заданиями.
Презентация
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.
ru)
Комплексные задания
6 6 кл, Кружок по
музыке, задания 1,
2, 3
6 6 кл, Друдлы, задания 1-4,
6 6 кл., Новенький в
классе, задания 1,
2, 3
6 6 кл., Питание
растений, задания
1, 2, 3

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

– анализа рисунков
и форм,
– решения проблем
межличностных
отношений,
– выдвижения
исследовательских
вопросов и/или
гипотез.
13.

Выдвижение разнообразных
идей.
Учимся
проявлять
гибкость
и беглость
мышления.

1

59

Разные группы и
категории. Такой же,
но другой. Разные
образы и ассоциации. Два основных
способа, которыми
могут различаться
идеи для названий и
заголовков: - связи
названия с иллюстрацией или текстов
основаны на разных деталях и/или
образах, на разных
смысловых ассоциациях, ИЛИ - названия основываются на
одних и тех же деталях, образах, однако
каждое название
реализуется своим
способом, например,

Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста
с целью выделения
основных требований.
Совместная деятельность по
анализу предложенных ситуаций
и сюжетов. Выдвижение идей своих
заданий по подбору
названий и заголовков к иллюстрациям.
Работа с поисковой
системой Интернета по подбору /коллажу интересных
иллюстраций.

6

Работа в парах и малых
группах.
Презентация
результатов
обсуждения

5 кл., Вопросы
Почемучки, Креативное мышление,
выпуск 1, Просвещение

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.
ru)
Комплексные задания
6 6 кл., Марафон чистоты, задания 2, 3
6 6 кл., Посткроссинг, задания 1, 3
6 6 кл., Создай персонажа, задания
1, 4,
6 6 кл., На седьмом
небе, задание 1,
6 6 кл., Сломать голову, задание 1

60

№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

за счет использования различных
языковых средств.

Основные виды
деятельности

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Подведение итогов:
– чем могут различаться схожие названия, заголовки?
6 Некоторые названия состоят из
буквального описания изображения
или его элементов,
а другие названия
состоят из абстрактных ассоциаций или образных
выражений.
6 Каждое название
отражает различные точки зрения
или интерпретации
иллюстрации в целом или ее отдельных элементов.
6 В названиях для
создания различных значений
использована пунктуация, заглавные
буквы, орфографические особенности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

6

14.

Выдвижение креативных
идей и их
доработка.

1

Оригинальность и
проработанность.
Обсуждение проблемы: - как вдохнуть в
идею жизнь?

или другие грамматические элементы

Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста
с целью выделения
основных требований.
Совместная деятельность по
анализу предложенных ситуаций.
Выполнение теста
«Круги» по методике «Вартега».
Подсчет количества
оригинальных и
проработанных
идей.
Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи.
Подведение итогов:
- что помогает
оживить идею?
(Юмор, детальные
проработки, учет
интересов различных людей, другие
факторы)

Индивидуальная работа по
выполнению
теста «Круги».
Взаимооценка
результатов.
Работа в малых группах
способом «перекрестная наметка идей».
Работа в парах
и малых группах по анализу
и моделированию ситуаций,
по подведению итогов.
Презентация
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания:
6 6 кл., В шутку и
всерьез, задание 1,
6 6 кл., Марафон чистоты, задания 2, 3
6 6 кл., Посткроссинг, задания 1, 3
6 6 кл., Создай персонажа, задания
1, 4

61

62

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Работа в малых группах
Презентация
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.
ru)

- есть ли особенности в подходе к
выдвижению идей
у разных членов
вашей группы?
Какие?
- как составить
«идеальную группу» по выдвижению идей?
- каких правил мы
будем придерживаться при выдвижении и доработке
идей?
15.

От выдвижения до
доработки
идей

1

Использование навыков креативного
мышления для создания продукта.

Выполнение
проекта на основе комплексного
задания (по выбору
учителя):
- создание школьной газеты (о
помощи в учебе, о
правилах поведения и др.)
- подготовка и проведение социально

По выбору учителя
6 5 кл., Трудный
предмет,
6 6 кл., В шутку и
всерьез
6 5 кл., Буккроссинг,
6 6 кл., Марафон
чистоты,

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

значимого мероприятия (например, обмен книгами, или сохранение
природы, друзья по
переписке)
- создание классного журнала или
классного уголка по вопросам
здоровья и профилактике вредных
привычек;
- социальное проектирование. Конкурс идей «Школа
будущего».
16.

Диагностика и
рефлексия. Самооценка

1

Креативное мышление. Диагностическая работа для 6
класса.

Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов.
Взаимо- и самооценка результатов
выполнения

6 кл., Наша жизнь
зависит от природы.
6 6 кл., Посткроссинг,
6 5 кл., Нет вредным
привычкам,
6 5 кл., Школа будущего
6 «Парта будущего»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.
prosv.ru/func/)
6

Индивидуальная работа. Работа в
парах.

Портал РЭШ (https://
fg.resh.edu.ru)
Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Диагностическая
работа для 6 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. Елка
Вариант 2. Наш
театр

63

64

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
17.

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Подведение
итогов
первой
части программы.
Самооценка результатов
деятельности на
занятиях

1

Самооценка уверенности при решении
жизненных проблем.
Обсуждение результатов самооценки с
целью достижения
большей уверенности
при решении задач
по функциональной
грамотности.

Оценивать результаты своей
деятельности.
Аргументировать и
обосновывать свою
позицию. Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности.
Предлагать варианты решений
поставленной проблемы.

Беседа

Приложение

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
18.

Новое об
известном
(«Футбольное
поле»,
«Электробус»)

1

Зависимости между
величинами.
Сравнение чисел и
величин. Действия с
натуральными числами, с десятичными
дробями. Нахождение процента от
числа, отношения
двух чисел.

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы).
Распознавать математические объекты.
Описывать ход и результаты действий.
Предлагать и обсуждать способы
решения.

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа

«Электробус»: открытый банк заданий, 2021 (http://
skiv.instrao.ru)
«Рецепт торта»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

Числовая последовательность (правило
составления последовательности).
19.

Геометрические
формы
вокруг
нас

Размеры пространственной и плоской
геометрических
фигур. Действия с
геометрическими величинами – длиной,
площадью, объемом
(вычисление, переход
от одних единиц к
другим, сравнение).
Прямо пропорциональная зависимость
величин. Действия с
натуральными числами, десятичными
дробями. Процент от
числа.

1

Действия с натуральными числами, десятичными дробями
(вычисление, округление, сравнение).
Прямо пропорциональная зависимость
величин. Площадь
прямоугольника.

(«Поделки
из пластиковой
бутылки»,
«Ковровая
дорожка»)

20.

Здоровый
образ
жизни
(«Калорийность
питания»,
«Игра на
льду»)

65

1

Прикидывать, оценивать, вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать зависимости между
величинами, данными.
Читать, записывать, сравнивать
математические
объекты (числа, величины, фигуры).
Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата).
Применять приемы
проверки результата.
Интерпретировать
ответ, данные.
Выдвигать и обосновывать гипотезу.
Формулировать
обобщения и выводы.
Распознавать истинные и ложные
высказывания об
объектах.

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа

«Поделки из пластиковой бутылки»: открытый
банк заданий, 2021
(http://skiv.instrao.
ru) «Панно»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа

«Калорийность питания»: открытый банк
заданий, 2019/2020
(http://skiv.instrao.
ru)

66

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов
Представление
данных: таблица,
столбчатая диаграмма. Метод перебора
вариантов.

Основные виды
деятельности

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Строить высказывания, доказывать
их соответствие
условиям задачи.
Приводить примеры
и контрпримеры.
Выявлять сходства
и различия объектов.
Измерять объекты,
Конструировать
математические
отношения.
Моделировать
ситуацию математически.
Доказывать истинность утверждения
на основе данных и
решения.
Планировать ход
и контролировать
результат решения
математической
задачи.
Фиксировать ответ
в заданной форме.

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
«Комплексный обед»:
образовательный
ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

21.

В школе
и после
школы

1

(«Игры
в сети»,
«Занятия
Алины»)

Числовое выражение, значение выражения. Единицы
времени. Масштаб
карты, оценка расстояния. Прямо пропорциональная зависимость величин.
Признаки делимости
натуральных чисел.
Чтение диаграммы.

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа

«Занятия Алины»:
открытый банк заданий, 2021 (http://
skiv.instrao.ru)

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
22.

Семейный
бюджет:
доход и
расход

1

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи,
постоянные и переменные доходы, обязательные и необязательные расходы.

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания

Решение ситуативных и
проблемных
задач
Беседа/ Минипроект/ Работа
в группах/
Составление
словаря-глоссария по теме.

67

Комплекс «Доходы семьи» (2021, 5
класс) (http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost)
Комплекс «Две
семьи». Финансовая
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1: Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г. С. Ковалевой,
Е. Л. Рутковской. –
М.; СПб.: Просвещение, 2020

68
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

23.

Непредвиденные
расходы: как
снизить
риски финансовых
затруднений

1

24.

На чем
можно сэкономить:
тот без
нужды
живет,
кто деньги бережет

25.

Самое
главное о
правилах
ведения
семейного
бюджета

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Комплекс «Непредвиденная трата»,
(2022, 5 класс)
Комплекс «Интересные выходные»
(2021, 6 класс)
(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost)

Непредвиденные
расходы, финансовый риск. Что
такое и зачем нужна
финансовая подушка
безопасности.

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания

Решение ситуативных и
проблемных
задач.

1

Финансовое планирование, рациональное
поведение, экономия
семейного бюджета

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания

Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
конкурс плакатов.

Комплекс «Как составляли семейный бюджет» (2020, 5 класс)
Комплекс «Экономичные и неэкономичные
привычки» (2021, 7
класс) (http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost)

1

Семейный бюджет,
финансовое планирование, доходы и расходы семьи. Рациональное поведение.

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.

Решение ситуативных и
проблемных
задач.

«Нужен ли семье
автомобиль»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)

Беседа/Командная игра/
мини-диспут.

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

Применять финансовые знания

Беседа/
Дискуссия/
мини-проект/
Составление
советов по
рациональному планированию семейного
бюджета для
публикации
поста в социальных сетях
(название,
хэштеги,
иллюстрации,
текст).

Комплекс «Нужен ли
семье автомобиль»,
Сборник эталонных
заданий. Выпуск
2, часть 1: Учебное
пособие для общеобразовательных
организаций. Под
редакцией Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. – М.; СПб.:
Просвещение, 2020.

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
2627.

«Копейка
к копейке – проживет
семейка»
«Семейный бюджет»

2

69

Финансовая грамотность: семейный
бюджет, финансовое
планирование, доходы и расходы семьи,
рациональное поведение. Математическая
грамотность: зависимость «цена – количество-стоимость».
Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями.

Финансовая грамотность:
6 Выявление и анализ финансовой
информации
6 Оценка финансовых проблем
6 Применение финансовых знаний

Решение ситуативных и
проблемных
задач
Беседа/ Играквест. Групповая работа,
индивидуальная работа

Комплекс «Дорога
в школу» (2022,
6 класс)
Комплекс «День
рождения мечты»
(2022, 6 класс)
(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost)

70

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов
Вычисление процентов.

Основные виды
деятельности

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Математическая
грамотность:
6 Извлекать информацию (из текста,
таблицы, диаграммы),
6 Распознавать
математические
объекты,
6 Моделировать
ситуацию математически,
6 Устанавливать
и использовать
зависимости между величинами,
данными,
6 Предлагать и обсуждать способы
решения,
6 Прикидывать,
оценивать, вычислять результат.

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
«Комплексный
обед»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » (5 ч)
28.

Мы разные, но
решаем
общие
задачи

1

Межкультурное
взаимодействие:
успешное и уважительное взаимодействие между людьми,
понимание и оценка
различных взглядов
и мировоззрений.
Обычаи и традиции
разных стран и народов.

Приводить примеры взаимодействия
между людьми,
представляющими
различные культуры. Выявлять и
оценивать различные мнения
и точки зрения о
роли традиций и
обычаев в общении
между людьми. Аргументировать свое
мнения. Объяснять
сложные ситуации
и проблемы, которые могут возникнуть при незнании
или игнорировании
традиций представителей других
народов. Оценивать
их последствия и
предлагать пути
решения возникших проблем.

Беседа /
обсуждение / игровая
деятельность /
решение познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «И как
вы там живете»,
«Привет, меня зовут
Грун», «Учим иностранный» (http://
skiv.instrao.ru/)

71

72

№

2930.

Тема

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Узнаем
традиции
и обычаи
и учитываем их в
общении.

Кол- Основное содержание
во
часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Межкультурное взаимодействие: изучение
проблем межкультурного взаимодействия,
успешное и уважительное взаимодействие между людьми.
Нормы и правила
в школе и дома.
Правила поведения
в обществе. Самоуправление в школьном коллективе

Выявлять и оценивать различные
мнения и точки
зрения о роли норм
и правил в жизни
семьи, школьного
коллектива, общества в целом. Аргументировать свое
мнения. Объяснять
пути решения
сложных ситуаций
и проблем, которые
могут возникнуть в
коллективе.

Беседа / обсуждение /
решение познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «Как отметить день рождения», «Кого выбрать
в школьный совет»,
«Тишина в библиотеке», «Подарок»
(http://skiv.instrao.
ru/)

1

Глобальные проблемы: изучение взаимосвязи глобальных
и локальных проблем, проявления
глобальных проблем на локальном
уровне; действия в
интересах общественного благополучия и
устойчивого развития.

Анализировать локальные ситуации,
в которых проявляются глобальные
проблемы. Приводить примеры взаимосвязи глобальных и локальных
(местных) проблем.

Решение познавательных
задач и разбор
ситуаций /
игровая деятельность

Ситуации «Руководство для лентяев», «Новая игра»,
«В лесу родилась
елочка» (http://skiv.
instrao.ru/) «Здоровье», «Новый
ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)

Участвуем
в самоуправлении

Глобальные
проблемы
в нашей
жизни

Формы проведения занятий

2

Соблюдаем правила.

31.

Основные виды
деятельности

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

Экологические проблемы. Глобальные
проблемы, связанные
со здравоохранением.
Отношение к здоровью как ценности.
32.

Заботимся
о природе

1

Глобальные проблемы: возможности
общества в преодолении воздействия
глобальных проблем
или в их решении.
Экологические проблемы и возможности их решения.

Ситуации «Здоровье», «Новенькая»:
Глобальные компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1.
Приводить примеры участия в
решении экологических проблем.
Аргументировать
свое мнение о необходимости и возможности решения
экологических проблем. Оценивать
действия, которые
ведут к преодолению глобальных
проблем.

Беседа /
обсуждение
/ решение познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «Спасем орангутангов»,
«Зачем так много
животных», «Где
мне посадить дерево»
(http://skiv.instrao.
ru/)
Ситуация «Зоопарк»:
Глобальные компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1.
«Забота о животных»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33.

Подведение итогов программы.

1

Оценка (самооценка)
уровня сформированности функциональной грамотности

Оценивать результаты своей деятельности.

Групповая
работа

Для конкретизации
проявления сформированности отдельных уровней ФГ

73

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
ПРОГРАММА
УЧИМСЯ
КУРСАДЛЯ
ВНЕУРОЧНОЙ
ЖИЗНИ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы
74
113

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Самооценка результатов
деятельности на
занятиях
34.

Итоговое
занятие

1

Основные виды
деятельности

по шести составляющим. Обсуждение
возможных действий,
направленных на повышение уровня ФГ
отдельных учащихся
и группы в целом.

Аргументировать и
обосновывать свою
позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать
разные мнения.

Демонстрация итогов
внеурочных занятий
по ФГ (открытое
мероприятие для
школы и родителей).

Решение практических задач,
успешное межличностного общение в совместной
деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
Просмотр слайдшоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами
и детьми во время
занятий. Благодарности друг другу за
совместную работу.

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
используются примеры заданий разного
уровня ФГ
(http://skiv.instrao.
ru/)

Театрализованное представление, фестиваль, выставка
работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».