ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Учебный план МАОУ СОШ № 117 на 2025-2026 учебный год составлен с учетом
потребностей всех участников образовательных отношений и в соответствии с
действующими нормативными документами:
● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ» (с изменениями и дополнениями);
● Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
● Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
● Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями), в настоящий документ вносятся
изменения на основании: Закона Свердловской области от 26.03.2024 № 30-ОЗ; Закона
Свердловской области от 26.04.2024 № 38-ОЗ; Закона Свердловской области от 31.05.2024 №
55-ОЗ;
● Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172);
● Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.10.2017 № ТС- 945/08 «О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
● Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях
по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
● Указ Президента РФ от 24 марта 2014г. № 172 «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
● Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 04 марта 2025
года);
● Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями на 22.01.2024; приказа Минпросвещения
России от 19.02.2024 № 110 с 1 сентября 2025 года, приказа Минпросвещения России от
18.06.2025 № 467 с 1 сентября 2025 года);
● Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования» (зарегистрирован 02.02.2024 № 77121);
● Приказа Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями на
основании: приказа Минпросвещения России от 19 марта 2024 года № 171 в части изменений,
вступающих в силу с 1 сентября 2025 года, приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 №
704 с 1 сентября 2025 года);
● Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (с изменениями на 30 августа 2024 года);
● Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (с изменениями на 30 декабря 2022 года);
● Служебной записки ДО «О календарном учебном графике общеобразовательных
организаций на 2025/2026 учебный год» № 2308/51/36.01-29 от 15.04.2025;
● Письма Минпросвещения РФ «О направлении рекомендаций» № ОК-2142/03 от
05.08.2025;
● Служебной записки ДО «О направлении рекомендаций по организации каникул в
2025/2026 учебном году» № 5251/51/36.01-29 от 01.09.2025;
● Устава МАОУ СОШ № 117;
● Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 117, утвержденное Приказом №
107 от 29.08.2023г.;
● Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МАОУ
СОШ № 117 (рассмотрена на заседании Педагогического совета, протокол № 1 от
27.08.2025г., утверждена приказом № 80-ОД от 27.08.2025г.);
● Календарный учебный график МАОУ СОШ № 117 на 2025-2026 учебный год,
утвержденный приказом № 80-ОД от 27.08.2025г.
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР
Учебный план МАОУ СОШ № 117, реализующий адаптированную основную
образовательную программу основного общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7)
(далее – учебный план), в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП
ООО. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной
образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.
Учебный план: -фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, -отводимое на их
освоение и организацию; -распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам. Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка,
государственных языков республик Российской Федерации.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на
весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный
план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: -усиление
внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной
группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные
трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных
отношений); - проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при
необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
"Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; - организация и проведение индивидуальных
консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам,
требующим особого внимания пропедевтики возникновения специфически обусловленных или
индивидуально ориентированных трудностей в обучении; - реализация индивидуальной
образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе
выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении.
Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по
данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы)как в рамках одной предметной
области в целом, так и на определенном этапе обучения. В соответствии с письмом
Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МАОУ СОШ №117 реализует третий час
физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках
внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
отражено в адаптированных рабочих программах по всем предметам учебного плана основного
общего образования. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части; - введение специально разработанных учебных курсов,
дополнительных коррекционноразвивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в
развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том
числе этнокультурные; - другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР. АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает вариант
федерального недельного учебного плана - для общеобразовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском язык Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не
позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Промежуточная аттестация Освоение
основной образовательной программы по учебным предметам учебного плана основного общего
образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ
СОШ № 117. Промежуточная аттестация проводится в апреле – мае текущего года с учётом
психофизического состояния обучающихся. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на проведение
промежуточной аттестации в иных формах: - особую форму организации аттестации (в малой
группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных и индивидуальных особенностей
обучающихся; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; -
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка для детей с ОВЗ; - возможность
организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений
утомления, истощения; - увеличение времени на выполнение заданий; - адаптирование
инструкции с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей
обучающихся: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение
к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается
педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентам 4) при необходимости
адаптирование текста задания с учетом особых образовательных особенностей и
индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного
задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому исемантическому
оформлению и др.).
Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе в
соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету. Отметка по итогам
промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал. Годовые отметки по каждому
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности,
предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных
отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем
обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами
математического округления.
Учебный план основного общего образования (5-9 классы)
МАОУ СОШ № 117 на 2025-2026 учебный год
Предметная
область
Учебный
предмет/курс
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины
Итого
5а
5б
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
5
3
3
5
3
3
6а
6б
6в
Обязательная часть
5
6
6
6
3
3
3
3
3
3
3
3
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
1
2
2
1
2
2
1
2
2
Основы безопасности
и защиты Родины
0
0
0
Наименование учебного курса
"Практикум по решению задач"
"Русская речь"
"Школа Пифагора"
5в
Количество часов в неделю
7а
7б
7в
8а
0
1
1
0
1
1
8в
9а
9б
9в
4
2
3
4
2
3
4
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
5
0
0
0
0
3
2
1
0
3
2
1
0
4
3
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
4
3
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
1
3
0
2
2
0
1
1
1
3
0
2
2
0
1
1
1
3
0
2
2
0
1
1
1
2
1
2
2
2
2
0
1
2
1
2
2
2
2
0
1
2
1
2
2
2
2
0
1
2,5
1
2
3
2
2
0
1
2,5
1
2
3
2
2
0
1
2,5
1
2
3
2
2
0
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
0
1
2
0
1
2
0
1
2
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
31
31
33
32,5
32,5
32,5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0,5
0
0
0,5
0
0
0,5
0
0
27
27
27
28
28
28
30
30
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
0
1
1
8б
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
"Избранные вопросы математики"
"За страницами учебника математики"
"Культура общения"
"Речь и культура общения"
"Функциональная грамотность"
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
0
0
0
0
0
2
29
34
986
0
0
0
0
0
2
29
34
986
0
0
0
0
0
2
29
34
986
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
2
2
2
30
30
30
34
34
34
1020 1020 1020
1
0
1
0
0
2
32
34
1088
1
0
1
0
0
2
32
34
1088
0
0
0
0
0
0
32
34
1088
0
1
0
1
0
2
33
34
1122
0
1
0
1
0
2
33
34
1122
0
0
0
0
0
0
33
34
1122
0
0
0
0
0
0,5
33
34
1122
0
0
0
0
0
0,5
33
34
1122
0
0
0
0
0
0,5
33
34
1122
План внеурочной деятельности (недельный)
ООО (5-9 классы)
МАОУ СОШ № 117 на 2025-2026 учебный год
Учебные курсы
"Разговоры о
важном"
"Россия - мои
горизонты"
"Футбол в школе"
"Сложности
русского языка"
"Занимательная
алгебра"
"Занимательная
геометрия"
"Олимпиадное
движение
(география)"
"Олимпиадное
движение
(биология)"
"Основы
проектной
деятельности"
"Трудные случаи
правописания при
подготовке к ОГЭ.
Русский язык"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Литература"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Математика"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Информатика"
Количество часов в неделю
7а
7б
7в
1
1
1
5а
1
5б
1
5в
1
6а
1
6б
1
6в
1
8а
1
8б
1
8в
1
9а
1
9б
1
9в
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
1
1
1
1
1
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. История"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ.
Обществознание"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Физика"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Биология"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. География"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Химия"
"Трудные случаи
при подготовке к
ОГЭ. Английский
язык"
ИТОГО недельная
нагрузка
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
4
4
4
5
5
6
4
4
5
15
15
18