Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 107 от 29.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Компьютерная графика
8 класс
2023-2024 учебный год
г. Екатеринбург, 2023
Пояснительная записка
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени
школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический,
технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение»,
«Геометрия», «Информатика и ИКТ». Может быть реализован как однопрофильных,
так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект т
его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного
обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с
учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального
обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов
соответствующих организации.
Цели, задачи и образовательные результаты
Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной
компетентности в области технического проецирования и моделирования с
использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной
и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального
самоопределения.
Для этого решаются следующие задачи:
1.
ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и
профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров;
2.
овладение практическими навыками работы с современными
графическими программными средствами;
3.
обучение
выработке
мотивированной
постановки
задачи
проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма
действий;
4.
овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в
разработке и реализации проектов моделей объектов;
5.
индивидуальная и множественная мотивация к изучению
естественно-математических и технологических дисциплин, основывающихся на
использовании современных систем компьютерного проектирования и
моделирования.
Задачи решаются посредством:
1. проведение теоретических и практических занятий по тематике
курса;
2. выборы различных заданий для самостоятельной работы;
3. углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
4. самостоятельного выбора учениками объекта проектирования,
разработки и публичной защиты проекта;
5. использование в ходе реализации индивидуального проекта
различных информационных ресурсов;
6. выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на
проектирование и компьютерное моделирование различных объектов
Планируемые результаты обучения
У учащихся должно сложиться представление о:
1.
эволюции развития систем автоматизированного проектирования
(САПР);
2.
задачах и основных этапах проектирования;
3.
общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
4.
основных способах работы с прикладной компьютерной системой
автоматизированного проектирования Компас 3D;
5.
основных принципах моделирования трехмерных объектов
компьютерных системах;
6.
путях повышения своей компетентности через овладения навыками
компьютерного проектирования и моделирования.
Участие в занятиях должно помочь учащимся:
1.
понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании
окружающей человека предметной среды;
2.
повысить свою компетентность в области компьютерного
проектирования;
3.
повысить
свою
информационную
и
коммуникативную
компетентность.
Учащиеся будут знать:
1.
характеристики и основные принципы построения композиции при
создании графических изображений;
2.
основные принципы освещения объектов на предметной плоскости;
3.
основные понятия, способы и типы компьютерной графики,
особенности воспроизведения графики на экране монитора и при печати на
принтере;
4.
принципы
работы
прикладной
компьютерной
системы
автоматизированного проектирования в программе Компас 3D, приемы
использования меню, командной строки, панели инструментов, строки
состояния;
5.
основные методы моделирования графических объектов на
плоскости;
6.
системные способы нанесения размеров на чертеж и их
редактирование;
7.
принципы работы в системе трехмерного моделирования в
программе Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций,
командными панелями;
8.
приемы формирования криволинейных поверхностей;
9.
особенности системного трехмерного моделирования;
10. приемы моделирования материалов.
Учащиеся будут уметь:
1.
использовать основные команды и режимы прикладной
компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас 3D;
2.
создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели)
объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
3.
использовать основные команды и режимы системы трехмерного
моделирования.
Учащиеся приобретут навыки:
1.
построения композиции при создании графических изображений;
2.
использования меню, командной строки, строки состояния
прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования
Компас 3D;
3.
нанесение размеров на чертеж;
4.
работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в
системе трехмерного моделирования;
5.
создание криволинейных поверхностей моделей объектов;
6.
проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
7. работы в группе над общим проектом.
Содержание курса
8 класс
I Введение. Цели и задачи курса. (7 часов)
Основное содержание
Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D – 9LT. Основные
типы документов. Электронный учебник в программе Компас 3D. Единицы измерения
и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств.
Компактная панель.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 3ч., практические работы – 4ч.
II Геометрические объекты. (7 часов).
Основное содержание
Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент «окружность».
Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга». Инструменты «фаска и
скругление».
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч.
III Создание объектов (7 часов)
Основное содержание
Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических деталей.
Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка размеров.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч.
IV Редактирование (6 часов)
Основное содержание
Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция «Удаление
части объекта». Операция «Симметрия». Операция «Масштабирование».
Редактирование детали.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 4ч., самостоятельная работа – 1ч.
V Создание чертежей (7 часов)
Основное содержание
Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие сведения о
печати графических документов.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., зачет – 1ч.
9 класс
I Трехмерное моделирование (15 часов)
Основное содержание
Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы,
контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево
модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Операция «вырезать
выдавливанием». Операция «ребро жесткости». Построение объемных геометрических
тел в 3D моделирование. Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 2ч., практические работы – 11ч., самостоятельная работа – 2ч.
II Создание рабочего чертежа (13часов)
Основное содержание
Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Примы работы с ассоциативными
видами. Построение ассоциативных видов. Построение простых разрезов. Построение
сложных разрезов.
Местный разрез. Вид с разрывом. Создание кинематического элемента. Построение
элементов по сечениям. Построение пространственных кривых.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 10ч., самостоятельная работа – 2ч.
III Библиотеки (5 часов)
Основное содержание
Использование менеджера-библиотек. Использование библиотек в построении
стандартных резьбовых соединений. Заполнение спецификации. Импорт и экспорт
графических документов. Печать.
Формы организации учебных занятий
Лекции –2ч., практические работы – 2ч., зачет – 1ч.
Тематический план курса
Курс рассчитан на два года обучения. Занятия проводятся по одному часу в
неделю. В рамках курса общим объемом 68 часов предполагается развитие
пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование готовых программных
продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в сфере конструирования. Курс
не требует серьезного знания математического аппарата и языков
программирования.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой
законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические
упражнения, задания для самостоятельной работы.
Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися:
лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы
проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному
заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для
выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на
практические занятия.
Методы преподавания и учения
Предполагается использовать:
1.
лекции в незначительном объеме при освещении основных
положений изучаемой темы;
2.
практические
занятия
для
разбора
типовых
приемов
автоматизированного моделирования и проектирования;
3.
индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя
консультирующая).
Формы контроля
Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим
работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах
школьных проектов.
Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как
наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируются
не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества
личности и какие умения при этом развились, и на сколько они сформировались.
Тематическое планирование
8 класс
№
Разделы
урока
Темы
Кол-во
часов
1. Введение
1
2
3
4
5
6
7
Введение в программу Компас 3D
Интерфейс программы Компас 3D – 9LT
Основные типы документов
Электронный учебник в программе
Компас 3D
Единицы измерения и системы координат
Панель свойств. Настройки и оформление
панели свойств.
Компактная панель
1
1
1
1
Инструментальная панель
Инструмент «отрезок»
Инструмент «окружность»
Инструмент «вспомогательная прямая»
Инструмент «дуга»
Инструменты «фаска и скругление»
Самостоятельная
работа
по
теме
«Геометрические объекты»
1
1
1
1
1
1
1
Глобальные привязки
Локальные привязки
Практическая работа по теме «Построение
геометрических деталей»
Лекальные кривые
Сопряжение
Общие сведения о размерах
Самостоятельная
работа
по
теме
«Постановка размеров»
1
1
1
Редактирование детали
Операции «сдвиг» и «копирование»
Операция «Удаление части объекта»
Операция «Симметрия»
Операция «Масштабирование»
Самостоятельная
работа
по
теме
«Редактирование детали»
1
1
1
1
1
1
Управление листами
Текстовый редактор
Практическая работа по теме «Текстовый
редактор»
Работа с таблицами
Практическая работа по теме «Работа с
таблицами»
Общие сведения о печати графических
документов
1
1
1
1
1
1
2. Геометрические объекты
1
2
3
4
5
6
7
3. Создание объектов
1
2
3
4
5
6
7
1
1
1
1
4. Редактирование
1
2
3
4
5
6
5. Создание чертежей
1
2
3
4
5
6
1
1
1
7
8
Зачет по теме «Моделирование
программе Компас 2D»
Зачет по теме «Моделирование
программе Компас 2D»
в
1
в
1
9 класс
Литература
1. Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и практических
работ в системе Компас – График и Компас 3D» - издательство ООО «Медиа – Сервис
2004».
2. Электронный учебник «Обучение Компас – График и Компас 3D» - издательство
ООО «Медиа – Сервис 2005».
3. И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2002.
4. И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Черчение: Учеб. Пособие для уч-ся 9 кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Рабочая тетрадь по черчению для 8 класса.
Пособие для учащихся. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
6. Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. Черчение. 7 класс. Рабочая
тетрадь № 1, 2, 3, 4. – М.: «Вентана – Граф», 1997.
7. Н. А. Гордиенко, В.В. Степакова. Черчение: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват.
учреждений – М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др. карточки – задания по
черчению в 2 ч. – М.: Просвещение, 2002.
9. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение: Учебник для7
– 8 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, АО «Московские
учебники», 1996.
10. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для
учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
11. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю
черчения. – М.: Школа – Пресс, 1999.
12. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1991.