Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2023г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УД
Суханова О.А.
Заместитель директора по УД
Вилачева Н.В.
Приказ № 107 от 29.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Синтаксис и орфография
10 класс
2023-2024 учебный год
г. Екатеринбург, 2023
Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса
1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
● ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
● готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
● готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
● российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
● воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
● гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
● признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
● нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
● принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
● развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
● готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
● эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
● ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
● положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
● уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
● осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
● физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
2. Метапредметные результаты освоения программы элективного курса:
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
● оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
● ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
● сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
● выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
● менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
● при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
● координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
● развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных(устных и письменных) языковых средств;
● распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
3. Предметные результаты.
Выпускник научится:
● использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
● осуществлять речевой самоконтроль;
● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов,
справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
● создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров,
использовать основные приемы информационной переработки текста
Выпускник получит возможность научиться:
● распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
● опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
● осуществлять речевой самоконтроль;
● оценивая языковые явления с точки зрения нормативности;
● находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и
исправлять их;
● применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные
и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс (34ч)
Раздел 1. Особенности письменного общения
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
письменной речи.
Особенности
Раздел 2. Орфография
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Орфографическое правило как разновидность учебно- научного текста.
Система
правил,
связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и
непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразное написание
корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. Группы
корней с чередование гласных. Корни с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра,
оло//ла,ере//ре, ело//ле. Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в корне.
Правописание приставок. Правописание суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных
и их написание. Типичные суффиксы прилагательного и
их написание.Типичные суффиксы
глагола и их написание.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, и прилагательных, образованных от
существительных или глаголов. Правописание окончаний. Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых находится орфограмма. Правописание согласных на стыке
морфем. Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов.
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. Использование орфографических,
морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов. Система правил
слитного, дефисного и раздельного написания слов. Орфограммы, связанные с различением
на письме служебного слова и морфемы. Грамматико- семантический анализ при выборе
слитного и раздельного написания НЕ с разными
частями
речи.
Особенности
написания производных предлогов. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Образование и написание
сложных слов
(имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и
грамматические отличия сложных прилагательных. Употребление дефиса при написании
знаменательных
и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?» Роль
смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа
со словарём «Строчная или прописная?»
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
Наименование разделов и тем
Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством
1
языка.
Особенности письменной речи.
2
Орфография (32 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
3
правописания.
Орфографическое правило как разновидность учебно- научного текста.
4
Система правил, связанных с правописанием морфем.
5
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые;
6
Е и Э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне
7
после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередование гласных. Корни с полногласным и
8
неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла,ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в
9
Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
корне.
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Типичные суффиксы имён существительных и их написание.
Типичные суффиксы прилагательного и их написание.
Типичные суффиксы глагола и их написание.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, и
прилагательных, образованных от существительных или глаголов
Правописание окончаний
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе
которых находится орфограмма
Правописание согласных на стыке морфем
Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей
слов.
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных
словарей для объяснения написания слов
Система правил слитного, дефисного и раздельного написания слов
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и
морфемы.
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного
написания НЕ с разными частями речи
Особенности написания производных предлогов.
Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.
Образование и написание сложных слов (имена
существительные,
прилагательные, наречия).
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных
Употребление дефиса при написании знаменательных и
служебных
частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельно?»
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или
прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1