Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117 СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УД Суханова О.А. Заместитель директора по УД Вилачева Н.В. Приказ № 71 от 29.08.2024 Принято решением Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «Речь и культура общения» 2024-2025 учебный год 8 класс г. Екатеринбург, 2024 1 Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них внимания к слову, желания научиться хорошо говорить – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА уроков по данному курсу. Вместе с тем на этих занятиях существуют большие возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся. При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы преподавания словесности. 1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала – лекция вдвоем, прессконференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п. 2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога. 3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный, описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы. 4. Риторический анализ текста. 5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи. Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов. Основные формы обучения: коммуникативные игры, речевые упражнения, риторический практикум. «Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия (анализ, обсуждение). способы деятельности - помогающие решить проблемы мотивации, когда целостная, на первых порах неизбежно элементарная, риторическая эрудиция только формируется - формирующие риторическую эрудицию формы деятельности 1) образец речевой деятельности учителя, входная диагностика риторических способностей, риторический анализ видеофрагментов, коммуникативные игры, речевые упражнения, в т.ч. с игровыми элемента-ми 2) образец риторической деятельности, демонстрируемый учителем, изложение теоретических сведений в нетрадиционной форме (пресс-конференции, лекции 2 - переводящие достаточную риторическую эрудицию на уровень риторических, коммуникативных и речевых умений вдвоем), анализ видеофрагментов, готовых (образцовых) текстов, речевые упражнения, риторический практикум 3) образец риторической деятельности, демонстрируемый учителем, дмагностика риторических умений, риторический анализ текстов и видеофрагментов, коммуникативные и ситуативные игры, речевые упражнения, риторический практикум Основная цель обучения практической риторике – приобретение личностно осмысленных компетенций, обеспечивающих уровень культуры общения, без чего невозможна полноценная социальная адаптация личности. Приобретаемые риторические компетенции направлены на создание устного или письменного текста, творчески конструируемого в зависимости от конкретной ситуации общения с целью сделать это общение эффективным. Ситуативно уместный текст является средством общения, помогающим реализовать цели участников данной ситуации общения. Оценка результатов обучения Текущая работа по риторике оценивается по традиционной пятибалльной системе. При определении оценки учитываются знания учащимися теоретического материала, умение заметить ошибку (у других и особенно у себя) и предложить более удачный вариант, умение анализировать текст с риторических позиций, прогресс в развитии коммуникативных навыков. Итоговая аттестация за четверть складывается из оценок текущей успеваемости, которые отражают и характер усвоения теоретического материала, и сформированные коммуникативные умения и навыки. В качестве прогнозируемого результата обучения практической риторике, соответствующего поставленной цели, можно назвать приобретение риторической компетентности. Она формируется при изучении и освоении речи как средства эффективного общения, как речевого поступка в конкретной ситуации общения. Основные задачи в 8-м классе – это продолжение ознакомления школьников с основными понятиями и терминами риторики и формирования навыков восприятия, анализа и создания ситуативно уместного текста-рассуждения. Раздел / тема урока 1-4. Типы информационной речи. Повествование. 8 класс Тип / форма урока Формы контроля Результаты образования предметные/метапредметные личностные Беседа, аналитическое Риторический анализ Знать общую характеристику Уметь определять причтение, риторический текста текста-описания, текстачинно-следственные анализ текстов повествования, текстасвязи между основной 3 Описание. Образные средства (тропы) в тексте-описании. Объяснение. Риторические фигуры в описании (инверсия, повтор, антитеза). Понятие о тексте, включающем разные типы речи. 5-6. Общая характеристика текста – рассуждения Комбинированный урок объяснения, коммуникативную цель, изобразительновыразительные средства Беседа, аналитическое Риторический анализ чтение, риторический текста-рассуждения анализ текстов Комбинированный урок Знать общую характеристику текста-рассуждения, коммуникативную цель 7-8. Основная мысль в рассуждении Беседа, риторический анализ текста Комбинированный урок Беседа, создание собственного текста, Комбинированный урок 9-10. Доводы в рассуждении 11-12-13. Смысловые модели (топы) в рас- Беседа, сообщение учащихся, мыслью и всем текстом Уметь определять причинно-следственные связи между основной мыслью и всем текстом, находить доводы в рас-суждении, определять коммуникативную цель текста-рассуждения. Риторический анализ Знать, правила формирования Уметь предъявлять и текста тезисов, что такое антитеза, сохранять тезис в расспособы предъявления темы, суждении, связывать сложный тезис тезис с заголовком Риторический анализ Знать, способы предъявления Уметь конструировать текста причинно-следственных текст - рассуждение в связей между доводом и соответствии с тезисом, роль доводов в риторическим канонам предъявлении нового и в (изобретение, сохранении тезиса. расположение, оформление материала, исполнение текста) Статья в школьную га- Знать цель научного Уметь применять зету о событиях из повествования, полученные знания на 4 суждении. Комбинированный урок жизни класса или школы публицистического, художественного. Текст-рассуждение (сочинение) Знать способы предъявления причинно-следственных связей между доводом и тезисом, роль доводов в предъявлении нового и в сохранении тезиса. 14. Творческая работа учащихся по изученному материалу. Практикум 15 – 16. Вступление в тексте рассуждении Беседа. Комбинированный урок, практические задания. Варианты вступления 1)на литературную тему 2)к тексту устного ответа – рассуждения на уроке химии, физики и других. Знать три части в рассуждении: вступление, основная часть, заключение. Роль вступления в тексте рассуждения, виды вступлений, способы создания вступления. 17 - 18. Основная часть рассуждения. Беседа. Комбинированный урок, практические задания. По предложенному вступлению и заключению придумать основную часть Знать смысловые блоки в основной части рассуждения, особенность композиции основной части, средства, помогающие раскрыть основную мысль автора. практике (на других уроках, в повседневной жизни, на экзаменах, при написании и защите рефератов), использовать 2 вида связи, цепную и веерную. Уметь применять на практике полученные знания. По предложенному тезису или антитезису составлять текстрассуждения. Уметь конструировать 2 вида вступления, выбирать 1 из видов в зависимости от авторского замысла, соединять 2 вида вступления в од-ном тексте. Уметь применять логические связки, используемые при выстраивании композиции. Использовать индуктивный и дедуктивный способ построения основной части рассуждения. 5 19 – 20. Заключение в рассуждении. 21 – 22. Риторические средства выразительности. Беседа. Комбинированный урок, практические задания. Создание заключения к собственному сочинению (не только на литературную тему) Беседа. Комбинированный урок, практические задания. 23 – 24. Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения. 25 – 26.Творческая работа по расположению материала в тексте. 27 -28. Личность говорящего и эффективность речи. 29 – 30. Взаимодействие говорящего и слушающего 31 – 32. Риторический практикум по Практическая работа Беседа. Комбинированный урок, практические задания Беседа. Комбинированный урок, практические задания Практикум Знать способы представления заключений, виды заключений, авторские намерения при вы-боре вида заключения. Уметь сочетать 2 вида заключений в одном тексте, составлять заключения различных видов к собственным рассуждениям. Знать языковые средства, характерные для текста – рассуждения, тропы в рас суждении, риторические фигуры. Знать варианты использования тропов и фигур в текстах – рассуждениях, предназначенных для различных сфер общения. Уметь использовать в собственной речи лексические средства выразительности, выполнять риторический анализ текста различных стилей. Целостный риторический анализ монологического текста-рассуждения. Составить правила вы- Знать роль логического ступающего и ударения в речи, паузы, слушающего. эмоциональной окраски голоса, темпа речи. Особенность исполнения текста - рассуждения, правила начинающих ораторов Уметь конструировать и исполнять по правилам риторики текст – рассуждение, использовать вербальные и невербальные средства общения. 6 исполнению убеждающей речи. 33. Речевой этикет 34-35 Итоговый контроль. Практикум Контроль, практическая работа. Аналитическое описание этикетных ситуаций с учётом национальных особенностей этикетного поведения. Риторический анализ текста-рассуждения. Знать особенности национального этикета (речевого и неречевого),этикетные жанры просьбы, отказа. Использовать в собственной практике этикетные жанры, формулы, сигналы. Знать особенности изобретения содержания текста-рассуждения, расположения материала в тексте, оформление текстарассуждения Применять полученные знания на практике. 7